ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Повышение конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг путём усиления информационной безопасности после принятия закона о персональных данных

Improving Competitive Ability of Small Business in Service Sphere by Increasing Information Security after Passing the Law on Personal Data



Е.В. Попова
Yelena Popova
serana5@inbox.ru
ассистент кафедры прикладных информационных технологий ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
assistant of the Department of Applied IT of St. Petersburg State University of Service and Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается влияние информационной безопасности на повышение уровня конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг после принятия Федерального закона «О персональных данных». Обосновывается тезис о том, что закон стимулирует дальнейшее развитие комплекса мероприятий по усилению информационной безопасности, повышая этим уровень конкурентоспособности предприятия
We consider the influence of information security on increasing the level of competitiveness of small business in service sphere after passing the federal law of the Russian Federation “On personal data”. We prove the idea that the law contributes to further development of a set of measures to improve information security for increasing business competitiveness.

Ключевые слова:

  • конкурентоспособность
  • малые предприятия сферы услуг
  • конкурентные преимущества
  • информация
  • клиентские базы данных
  • информационная безопасность
  • ФЗ РФ «О персональных данных»
  • Keywords:

  • competitive ability
  • small businesses of service sphere
  • competitive advantage
  • information
  • information security
  • client database
  • federal law of the Russian Federation “On personal data”
  • Обзор статьи

    В последние годы проявляется постоянно возрастающая конкуренция во всех областях российского рынка. Либерализация импорта, появление иностранных компаний, достигнутые договорённости о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию трансформируют рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг, одновременное уменьшение платежеспособного спроса, ожидание новой волны кризиса вывели проблемы конкурентоспособности предприятия на первое место. Для преодоления возникающих трудностей необходимо создание конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Начиная с 90-х годов прошлого века, приоритетным направлением развития фирм и конкурентных стратегий становится «ресурсная школа» [10]. Происходит возврат на обновлённой интеллектуальной основе к внутренним возможностям фирмы. Особую ценность приобретают уникальные ресурсы компании, которые невозможно или чрезвычайно дорого сымитировать. Эти ресурсы способны приносить в течение длительного времени ренту, которая позволяет компании сохранять устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Базовой характеристикой таких ресурсов является их нематериальный характер, поэтому понижается возможность имитации и воспроизведения ключевых ресурсов конкурентами. Возрастает роль нематериальных активов в формировании потенциала конкурентоспособности. Это знания, умения, репутация, бренды, взаимоотношения с потребителями, атмосфера доверия и сотрудничества. Для развития важна также система устойчивых связей, посредством которых происходят рыночные взаимодействия. Поэтому основными движущими силами конкуренции на сегодня являются знания и технологии. Происходит сокращение планируемого горизонта, исследуется постоянно меняющаяся окружающаяся среда, используются новые методы управления – сохранение стратегических ориентиров при постоянном мониторинге изменений, гибкая адаптация к этим изменениям [8]. Основная стратегическая проблема при этом – как достичь и сохранить конкурентоспособность в избранной области деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. Фед. выпуск. 2006. 29 июля. № 4131.
    2. Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» с учетом изменений от 25.07.2011 г. Полный текст // Аргументы и факты. 2011. 27 июля.
    3. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. 3-е изд. / под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2005. 736 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
    4. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. 240 с.
    5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 336 с.: ил.
    6. Конеев И.Р., Беляев А.В. Информационная безопасность предприятия. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2003. 752 с.: ил.
    7. Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер с англ. М.: Дело, 2006. 720 с.
    8. Основы маркетинга / Г. Амстронг, В. Вонг, Ф. Котлер, Д. Сондерc; пер. с англ. 4-е европейское издание. М.: Издат. дом «Вильямс», 2008. 1200 с.: ил.
    9. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В.А. Швандара.-4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 735 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
    10. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. М.: ИНФРА-М, 2005.
    11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. 892 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2