Анализ законодательной базы по правам детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России

Analysis of Legal Basis Concerning Rights of Orphans and Children without Parental Guardianship in Modern Russia



Т.О. Бозиев
М.А. Кривошеева
Taulan Boziev
Maria Krivosheeva
boziev1975@yandex.ru
vorobey-m@mail.ru
заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин АОУ ВПО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат юридических наук, доцент
главный специалист отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району, соискатель кафедры гражданского права Российского государственного университета туризма и сервиса
head of the Department of Criminal Law of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, associate professor
chief specialist of the Department of Guardianship of the Ministry of Education of Moscow Region of Chekhov Municipal District, candidate for PhD at the Department of Civil Law of Russian State University of Tourism and Service
г. Гатчина
г. Москва
Gatchina
Moscow
Рассматривается вопрос о соотношении объема прав детей и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализируются особенности и сложности при их реализации, описывается специфика способов и методов их защиты
We look at the correlation of children's rights and the rights of orphans and children without parental guardianship, analyze the peculiarities and complexities of their implementation, and describe the specifics of ways and methods to protect them.

Ключевые слова:

  • дети-сироты
  • дети
  • оставшиеся без попечения родителей
  • усыновление
  • опека
  • защита прав детей-сирот и детей
  • оставшихся без попечения родителей
  • Keywords:

  • orphans
  • children without parental guardianship
  • adoption
  • protection of orphans and children without parental guardianship
  • guardianship
  • Обзор статьи

    Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 15 декабря 2011 года во время традиционной прямой линии, отвечая на вопросы россиян, в очередной раз указал на актуальность темы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России. Кроме того, Владимир Владимирович говорил о необходимости дальнейшего совершенствования как законодательства, так и правоприменительной практики в этом направлении.
    Система охраны ребенка и защиты его прав начала формироваться после Второй мировой войны, в рамках Организации Объединенных наций. Именно ООН создала универсальный свод законов по правам человека, гарантирующий их соблюдение во всех сферах общественной жизни. Именно ООН стала вводить в действие механизмы защиты и соблюдения прав человека вообще и прав детей в частности [6].
    В российском законодательстве нормы, посвященные правам несовершеннолетних, появились в 1990 году (РФ стала участницей Конвенции ООН «О правах ребенка», в связи с чем потребовалось приведение законодательства в соответствие с требованиями данной конвенции). Благодаря этому в Семейном кодексе РФ (СК РФ) 1996 г. появились нормы, защищающие личные и имущественные права несовершеннолетних детей, что явилось новеллой законодательства, поскольку в КоБС РСФРС 1969 г. [4] таких норм не было. С 1998 года в отдельных субъектах Российской Федерации начал действовать институт омбудсменов, но на федеральном уровне этот опыт пока не закреплен законодательно [9].
    Ребенком, в соответствии с п. I ст. 54 СК РФ, признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Аналогичное по сути определение дается в правовой норме ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» [6].
    Вместе с тем, на наш взгляд, существуют и иные обстоятельства, которые серьезно влияют на обеспечение прав ребенка. Если любой ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [6], то ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, еще больше нуждается в такой защите, и его права и свободы могут попираться чаще и грубее в силу его правового статуса.
    Впервые легальное определение ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Российской Федерации, было дано в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52.
    2. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. 355 с.
    3. Антокольская М.В. Семейное право. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 336 с.
    4. КоБС РСФСР, 1969 г. // Свод законов РСФСР. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1993.
    5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М. Кузнецовой. М.: БЕК, 1996. 512 с.
    6. Конвенция «О правах ребенка» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. 7 ноября. № 45. Ст. 955.
    7. Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 193 с.
    8. Усыновление в России: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социальной защиты детей. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2010/ (дата обращения: 04.02.2012)
    9. Комбаров Н.В. Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Журнал правовых и экономических исследований. 2008. № 4. С. 15–19.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2