ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование инфраструктурных кластеров на рынке зерна

Establishing Infrastructure Clusters at Grain Market



С.Л. Левин
Sergey Levin
dekanat205@yandex.ru
докторант кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат социологических наук
doctoral candidate of the department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Sociology
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются теоретические и методологические подходы к формированию инфраструктурных кластеров на агропродовольственном рынке и рынке зерна. Обосновывается необходимость выбора «ядра» кластера, описаны его функции, охарактеризованы взаимоотношения между участниками кластера.
We look at theoretical and methodological approaches to forming infrastructure clusters at agricultural food market and grain market. The need to choose the cluster core is proved; its functions are described; relationship among cluster participants is characterized.

Ключевые слова:

  • агропродовольственный рынок
  • инфраструктурный кластер
  • общенациональные кластеры
  • «ядро» кластера
  • зерновой рынок
  • система взаимоотношений участников кластера
  • Keywords:

  • agricultural food market
  • infrastructure cluster
  • national clusters
  • core of cluster
  • system of relationship of cluster participants
  • grain market
  • Обзор статьи

    В настоящее время на агропродовольственном рынке необходимо формирование общенациональных инфраструктурных кластеров, позволяющих расширить географию сбыта продукции региональных рынков, снизить издержки товародвижения, повысить конкурентоспособность продукции страны в целом. Отметим, что в методологии формирования таких кластеров общими вопросами являются выбор «ядра» кластера, система взаимоотношений между его участниками, функции участников, ценовая и тарифная политика и ряд других. Следует учитывать, что в теории формирования кластеров, в том числе в аграрной сфере, доминирует территориально-отраслевой подход, в основном в границах отдельного региона [2]. При этом ядром кластера выступает либо перерабатывающее предприятие, либо крупная вертикально интегрированная компания. При этом следует учитывать, что, во-первых, возникает разрыв в цепочке стоимости, которая ограничивается лишь сферой производства, не полностью охватывает обращение продукции на рынке; во-вторых, сохраняется высокая вероятность поглощения предприятием - «ядром» других участников кластера, что влечет за собой разрушение консолидации участников и основного принципа их взаимодействия. Кроме того, территориально-отраслевой подход в границах одного региона не соответствует современному уровню развития агропродовольственного рынка, который все в большей степени функционирует на всем рыночном пространстве страны и предполагает интеграцию аналогичных региональных рынков для усиления конкурентных преимуществ каждого из них. На наш взгляд, «ядром» инфраструктурного кластера следует считать ключевой инфраструктурный объект соответствующего сегмента агропродовольственного рынка, узловой центр, консолидирующий сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие и связанный с системой транспортных коридоров для их поставок. Данный инфраструктурный объект должен выполнять следующие функции: приёмка сельскохозяйственного сырья, доработка и формирование стандартизованных по количественным и качественным показателям товарных партий продукции (задача формирования товарных партий продукции на основе единых стандартов качества крайне важна, так как эти показатели все в большей степени влияют на конкурентоспособность продукции, позволяют реализовывать товар в обезличенной форме и использовать общий бренд, расширять сбыт и организовывать электронные и биржевые торги); транспортировка и логистическое обслуживание, как производителей сельскохозяйственной продукции, так и потребителей; консолидация и накапливание готовой продукции для реализации, что позволит получать дополнительный доход, как от эффекта масштаба продаж, так и от ее реализации в период наиболее благоприятных цен; снижение трансакционных издержек за счет единой системы управления продажами; финансирование оперативной хозяйственной деятельности участников кластера через распределение дохода от реализации продукции и оплату услуг по согласованным тарифам; выявление точек роста конкурентоспособности и обоснование необходимости совместных инвестиций, направленных на снижение издержек производства и обращения продукции. Важнейшей особенностью функционирования кластера должно стать установление единого сквозного тарифа на все виды оказываемых услуг, исходя из вклада каждого участника логистической цепочки, что позволит повысить качество обслуживания потребителей услуг, создаст предпосылки для снижения тарифов и реализации комплексной программы развития логистики путем совместных инвестиций в наиболее уязвимые звенья ее цепи. Принимая во внимание, что среди производителей сельскохозяйственной продукции есть и крупные организации, и малые формы хозяйствования, а также учитывая их размещение, необходимо обеспечить транспортную и ценовую доступность инфраструктурных услуг для всех категорий хозяйств. Инфраструктурный кластер не должен «поглощать» альтернативные организации, оказывающие аналогичные услуги, чтобы сохранить конкурентную среду [2]. При этом специфика производства и потребления сельскохозяйственной продукции требует использования различных организационных схем деятельности инфраструктурных кластеров. Так, на наш взгляд, для зернового рынка инфраструктурные кластеры призваны решать задачи крупнотоннажных ритмичных отгрузок внутренним потребителям и на экспорт, что возможно при использовании маршрутных железнодорожных перевозок. При этом «ядро» кластера – узловой элеватор с высокой мощностью отгрузки (как по параметрам отгрузочного оборудования, так и по развитию подъездных путей), оснащенный оборудованием для формирования крупных стандартных партий зерна. Одновременно кластер позволит создать «буферные» запасы зерна, которые при непредвиденных обстоятельствах должны восполнить дефицит при отгрузке и обеспечить исполнение обязательств.

    Список использованной литературы

    Дорофеев А.Ф. Опыт формирования агропромышленных кластеров в агропромышленном секторе Белгородской области // Никоновские чтения – 2010: материалы научно-практ. конф. / РАСХН, ВИАПИ им. А.А. Никонова; РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2010.
    Мироничев А.Е. Агропромышленные кластеры: теория и практика // АПК: экономика, управление. 2011. № 11. C. 91–93.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2