ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Использование инноваций при формировании человеческого капитала в регионе

Using Innovations when Forming Human Capital in Regions



К.В. Клюев
K.Klyuev
KVKluvius@mail.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
candidate for PhD at the Department of National Economy and Organization of Production of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina
Рассматривается процесс использования инноваций в системе образования с учетом современных образовательных технологий, способствующих формированию человеческого капитала в регионе.
We research the process of using innovations in educational system taking into consideration educational technologies contributing to forming human capital in a region

Ключевые слова:

  • инновации
  • человеческий капитал
  • инновационное образование
  • квалификация
  • конкурентоспособность
  • регион
  • Keywords:

  • innovation
  • human capital
  • innovation education
  • qualification
  • competitiveness
  • region
  • Обзор статьи

    В современных развивающихся экономиках мира активно происходит формирование общества, основанного на знаниях, которое сопровождается, прежде всего, переходом к массовой подготовке специалистов высшей квалификации. В связи с этим существенно меняются требования к рабочей силе: к уровню квалификации персонала, к коммуникативным способностям и мобильности. Именно образование и обучение в течение всей жизни становится нормой, а способность к постоянному обучению способствует приобретению новых знаний и умений, которые рассматриваются в качестве важного параметра рабочей силы. Таким образом, основой конкурентоспособности предприятий являются активы знаний, где знания представлены не только как товар, но и инструмент образования человеческого капитала. При этом важной движущей силой такой трансформации должна выступать инновационная деятельность в системе образования.
    Развитие человеческого капитала, повышение его качества позволяет решать различные социально-экономические проблемы, ускоряет инновационное развитие региона. Человеческий капитал является основным источником многочисленных новаций и перемен в обществе, фактором его совершенствования, перехода к новому качеству, получает воплощение в развитии различных сфер жизни общества. В современных условиях инновационное развитие региона в значительной степени определяется накопленным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, знаниями, квалификацией определяют инновационное развитие региона.
    Под инновацией понимается процесс внедрения новшества или нововведение [3. С. 450]. Инновация предназначена для повышения эффективности производства и управления. Инновационная деятельность направлена на создание и дальнейшее использование в коммерческих целях результатов научных исследований и разработок, необходимых для улучшения качества выпускаемой продукции и услуг. При этом результатом инновационной деятельности являются новые или усовершенствованные продукты и услуги [4].
    В связи с этим инновационная деятельность в системе образования получила наибольшую поддержку со стороны государства. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» [1] определены функции по государственной поддержке в виде выделения средств на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений. Главной целью данной программы является обеспечение доступности качественного образования более широкому кругу населения, способствование профессиональному росту [1].

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // Приоритетные национальные проекты: [сайт]. URL: rost.ru>education/education_doc_5.doc (дата обращения: 20.02.2012)
    2. Барановский А.И., Вольвач В.Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг: монография. Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. 171 с.
    3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 450.
    4. Бычков А.В., Корсун В.А. Человеческий капитал: цель образования, объект управления. М.: Изд-во «Учеба» МИСиС, 2006. 77 с.
    5. Ерыгина Л.В., Самохвалова С.М. Инновации в образовании: проблемы оценки эффективности: монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2006. 168 с.
    6. Колотушкин В. Система мотивации персонала – значимый фактор повышения эффективности производства // Человек и труд. 2011. № 8. С. 4–6.
    7. Новичков В.И. Человеческий капитал: сущность и эффективность использования в рыночной экономике: монография М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. 183 с.
    8. Ромашкин Н.Б. Концепция организации качественной подготовки специалистов вуза // Образование, наука, производство и управление: материалы Международной научно-практич. конференции. Старый Оскол: Изд-во СТИ МИСиС, 2006. С. 130–134.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2