ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Ранжирование техногенных экологических рисков при мультимодальном транспорте углеводородов

Ranking Mancaused Environmental Risks in Multimodal Transport of Hydrocarbons



М.А. Рукомойникова
Maria Rukomoinikova
maria_ruk@mail.ru
магистрант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
candidate for Master at the Department of Economics, Nature Management and Service of Ecosystems of St. Petersburg State University of Service and Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются основные виды техногенных экологических рисков при мультимодальном транспорте углеводородов. Показано, что основные риски возникают в точках перегруза.
The main types of man-caused environmental risks at multimodal transport of hydrocarbons are considered. We show that the main risks arise at the points of overload.

Ключевые слова:

  • мультимодальный транспорт
  • экологические риски
  • углеводороды
  • Keywords:

  • multimodal transport
  • environmental risks
  • hydrocarbons
  • Обзор статьи

    Мультимодальным транспортом (перевозкой) называется перемещение грузов, в котором участвует несколько видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный.
    Мультимодальная перевозка – наивысший по сложности вид транспортовки груза, в которой используются в различных сочетаниях не менее двух различных видов транспорта и точно просчитаны и согласованы: оптимальная схема и маршрут движения транспорта; время и место подачи транспорта; время и место перегруза товара; временное хранение груза. В зависимости от сложности и потребностей заказчика также предусмотрены различные дополнительные услуги; и, самое главное, осуществляет перевозку и несет полную финансовую и юридическую ответственность за конкретную перевозку одна транспортно-экспедиционная компания.
    Для формирования мультимодального транспортного узла необходимо наличие ряда условий:
    1) пересечение в узле нескольких транспортных линий различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного (речного, морского), трубопроводного;
    2) помимо того, что транспортные магистрали должны пересекаться в узле, необходимо, чтобы данные виды транспорта были достаточно развиты на данной территории;
    3) наличие мощного складского и терминального комплекса, пригодного для хранения и переработки грузов, в том числе наличие контейнеров;
    4) присутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить таможенное сопровождение грузов;
    5) возможности для развития информационных технологий и структур, способных обеспечить информационное сопровождение грузов.
    Однако наряду с преимуществами развитие системы мультимодального транспорта грузов порождает и дополнительные риски (назовем их рисками мультимодальности), возникающие при перегрузе с одного вида транспорта на другой, в том числе, риски экологические, и это весьма актуально при транспорте углеводородов, особенно, если одним из видов транспорта является трубопровод.
    Рассмотрим и проанализируем риски мультимодальности, возникающие при транспорте углеводородов, на примере специализированного морского нефтяного порта (СМНП) «Приморск», расположенного в Ленинградской области.
    Морской порт «Приморск» сооружался для выполнения государственной стратегической задачи по исключению зависимости России от стран-транспортеров внешнеторговых грузов. Этот уникальный морской порт – крупнейший в Европе – расположен на пересечении и в месте максимальной концентрации европейских внешнеторговых и транзитных грузопотоков с учетом общей границы Российской Федерации с Евросоюзом. Ленинградская область – узловой пункт 9-го интермодального международного транспортного коридора и коридора «Север – Юг», связывающих Европу с Юго-Восточной и Центральной Азией [3].

    Список использованной литературы

    1. Александров А.А. Моделирование взрывоопасности и зонирование территории при хранении жидкого углеводородного топлива по критериям риска. Уфа: МНТЦ «БЭСТС», 2004. 38 с.
    2. Алымов В.Т. Техногенный риск: анализ и оценка. М.: Академкнига, 2007. 118 с.
    3. Донченко В.К., Иванова В.В., Питулько В.М. Эколого-химические особенности прибрежных акваторий. СПб., 2008. 544 с.
    4. Измалков В.И., Измалков А.В. Тех-ногенная и экологическая безопасность и управление риском. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1998. 482 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2