ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Факторы мотивации и повышения результативности творческих процессов в предпринимательских структурах

Factors of Motivating and Increasing Effectiveness of Creative Processes in Business Structures



В.Г. Шубаева
Veronika Shubaeva
dekanat205@yandex.ru
декан факультета финансово-кредитных и международно-экономических отношений ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», доктор экономических наук, профессор
dean of the faculty of Financial-Credit and International-Economic Relations of St. Petersburg State University of Economics and Finance, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается социология экономических отношений применительно к факторам мотивации и повышения результативности творческих процессов в предпринимательстве.
We research the sociology of economic relationship as applied to motivation factors and increasing effectiveness of creative processes in business.

Ключевые слова:

  • мотивация
  • результативность творческих процессов
  • предпринимательская структура
  • Keywords:

  • motivation
  • effectiveness of creative processes
  • business structure
  • Обзор статьи

    В цивилизованной рыночной экономике конкурентная борьба компаний приобретает особый характер. Ее основными инструментами становятся мыслительные способности управленческих команд и генерируемые ими творческие идеи. В предпринимательской среде растет прослойка предпринимателей нового типа, осознающих, что будущее стоит за нестандартным, творческим мышлением, которое способно обеспечить конкурентные преимущества бизнесу, поэтому необходимо использование механизмов его выработки. По словам В. Тимохова, «чтобы "демократизировать творчество", обязательно придется разработать массовые технологии творчества и, в конечном счете, технологии воспитания творческого мышления» [7. С. 120].
    Не только финансовая заинтересованность определяет творческую активность членов предпринимательского коллектива. Творчество в организации зависит, в первую очередь, от атмосферы, способствующей зарождению творческих процессов или их тормозящей. «Затушить» или усилить личную мотивацию сотрудников предпринимательской структуры может определенный психологический климат со всеми факторами влияния на него: стиль руководства, уважение в коллективе и др. Внутренний климат предпринимательской среды должен стимулировать творческую деятельность каждого новатора, обеспечивая его всеми необходимыми ресурсами. Данное условие является важным, так как «инициатива, активность и творчество людей, если созданы условия для их проявления, могут компенсировать недостаток информации или неполноту априорного знания о действии экономических закономерностей», – полагает Г.И. Ванюрихин [2. С. 128].
    Предприниматели зачастую имеют полярные взгляды в отношении создаваемой на предприятии творческой атмосферы. Одни считают, что в помещении, где идет творческий процесс, не должно быть ничего отвлекающего. Другие уверены, что неординарная обстановка имеет важное значение. Так, творческой активности фирмы «Sema.ru» помогают эргономичная мебель и наличие возможности слушать музыку в наушниках одновременно с работой. Во многих рекламных агентствах вечер плавно перетекает в «клубную ночь». В одной из московских компаний разрешено курить на рабочем месте каждому желающему, чтобы не прервать протекающий мыслительный творческий процесс. Кроме того, удобные диваны, турники и теннисные столы в фирме не только не отвлекают от основной деятельности, но и активно стимулируют ее, порождая раскрепощенную творческую обстановку.

    Список использованной литературы

    1. Акперов И.Г., Масликова Ж. Психология предпринимательства. М.: Финансы и статистка, 2003.
    2. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 128.
    3. Истамов В.К. Маркетинговые стратегии в предпринимательстве. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
    4. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
    5. Перцова Н. Фабрики безумных идей // Секрет фирмы. 2004. № 9(48).
    6. Реферат статьи Терезы Эмабайл и Билла Брина «The 6 Myths of Creativity» («Шесть мифов о креативности») // Корпоративная культура: [сайт]. URL: c-culture.ru>go/522 (дата обращения: 05.03.2012)
    7. Тимохов В. Нужно ли творчество бизнесу? // Топ-Мanager. 2005. № 1. С. 120.
    8. Черемных О. Личностный характер российских компаний и его влияние на эффективность корпоративного развития // Top-Manager. 2003. № 11. С. 20.
    9. Чинарова К. Коллектив – креатив (управление творческим коллективом) // Управление компаниями. 2003. № 8. С. 33–35.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2