ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу определения синергетических эффектов в торговле

On Defining Synergy Effects in Trade



Т.В. Степанова
T. Stepanova
stepanida1983@inbox.ru
старший преподаватель кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены вопросы общего, частного и единичного разделения труда с позиции синергетического подхода. В отличие от промышленности, специализация торговли как формы разделения труда включает потребителя как конечную цель торговой деятельности; отличается малой масштабностью процессов, связанных с единичным разделением труда, количественной и временной адресностью.
We look at the issues concerning general, particular and single division of labour from the point of view of the synergy approach. In contrast to industry, the specialization of trade as a form of the division of labour sees consumer as the final aim of trade and is characterized by the small scale of processes connected with single division of labour as well as quantitative and time addressness

Ключевые слова:

  • торговля
  • синергия
  • эффекты
  • общественное разделение труда
  • эффективность
  • Keywords:

  • trade
  • synergy
  • effects
  • social division of labour
  • efficiency
  • Обзор статьи

    При любом способе производства существует разделение труда, которое по степени зрелости будет отличаться из-за влияния уровня развития производственных сил общества. Мануфактурное разделение труда по сложности проявления, конечно, не идет ни в какое сравнение с разделением труда на современном предприятии. Используемые системы машин углубляют разделение труда внутри предприятия, оказывают влияние на отраслевое разделение труда, что, в конечном счете, изменяет общую организационно-экономическую структуру общества.
    Представляется целесообразным рассмотреть процессы общественного разделения труда с позиции синергетического подхода. Синергетика, в понимании Германа Хакена, основателя теории, – это учение о взаимодействии, о кооперативных эффектах в поведении сложных систем [2]. C помощью этой теории пытаются выявить базисные механизмы эволюции и самоорганизации систем на основе определения и использования кооперативных эффектов (синергетических эффектов).
    Естественно, что для возникновения синергетических эффектов система должна содержать большое число элементов, то есть составляющих элементов разделения труда, которые интегрируются в различные структуры как по вертикали, так и по горизонтали. При этом, чем разнообразнее связи в системе, тем проще, в определенном смысле, могут быть организационные структуры и вообще дополнительные взаимодействия, которые способствуют переходу систем к устойчивости от хаоса и наоборот, что, как правило, сопровождается процессами турбулентности, флуктуаций и бифуркаций.
    Актуальными эти положения являются для отраслей-конгломератов, к которым относится торговля, организующая работу предприятий по выполнению трех функций: осуществляется процесс производства, обмена и организации потребления. Последняя функция характерна для индустрии питания. Отрасль объединяет следующие подотрасли: продовольственная розничная торговля, непродовольственная розничная торговля, оптовая торговля продовольственными товарами, оптовая торговля непродовольственными товарами, индустрия питания.
    Такое многообразие элементов системы, вызванное общественным разделением труда, предоставляет большие возможности для формирования различных структурных новообразований (интегральные структуры, структуры с элементами отраслевой, межотраслевой и т.д. диверсификации), функционирование которых будет зависеть от возможности появления и определения синергетических эффектов.

    Список использованной литературы

    1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23. С. 368.
    2. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2