ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности развития некоммерческих организаций в социальной сфере региона

Characteristics of Development of Non-profit Organizations in Regional Social Sphere



А.С. Мышинская
A. Myshinskaya
a.s.myshinskaya@yandex.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства АОУ ВПО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
candidate for PhD at the Department of National Economy and Organization of Production of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina
Рассматриваются проблемы функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе, способы повышения количества и качества предоставляемых ими услуг.
We consider problems of socially oriented non-profit organizations functioning in regions and look at ways to improve the quality and expand the range of their services

Ключевые слова:

  • социальная сфера региона
  • «третий сектор»
  • некоммерческая организация
  • социальное предпринимательство
  • социальное партнерство
  • межсекторальное партнерство
  • частно-общественное партнерство
  • Keywords:

  • regional social sphere
  • “third sector”
  • non-profit organization
  • social entrepreneurship
  • social partnership
  • intersector partnership
  • private and public partnership
  • Обзор статьи

    В Российской Федерации строится система социальной защиты, которая охватывает практически все слои населения. В наиболее приемлемом варианте данная система должна создавать условия, формирующие в людях способность, опираясь на государственную социальную поддержку, используя ее различные формы, самостоятельно обеспечивать свои потребности.
    В нашей стране уже создана широкая сеть государственных организаций и учреждений по социальной защите населения, в которой более или менее успешно взаимодействуют комитеты социальной защиты населения, предоставляющие услуги по оформлению и начислению социальных выплат и льгот, и учреждения социального обслуживания, предоставляющие различные виды социальных услуг. Но в последнее десятилетие в сфере социальной защиты все чаще упоминаются некоммерческие организации (НКО). Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 16.11.2011 г.) «некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» [1]. НКО производят товары, а чаще услуги, с целью удовлетворить спрос, который игнорируется частным коммерческим сектором и общественными услугами [7]. Поэтому с экономической точки зрения НКО часто упоминаются как «третий сектор» (к первому относят государство, ко второму – бизнес). В определение понятия «некоммерческая организация» не входит обязательное преследование социальных целей. Например, НКО может быть создана для «сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры» [1] коренных малочисленных народов России и т.п., но значительная часть действующих организаций направлена на улучшение социальной ситуации в регионе. Поэтому мы рассматриваем именно организации, преследующие в своей деятельности социальные цели и ценности. В своем действии социально ориентированные НКО создают дополнительные социальные выгоды, такие как адаптация социально уязвимого населения к сложившимся условиям, создание дополнительных рабочих мест и т. д.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях». М.: КноРус, 2010. 48 с.
    2. Трехстороннее соглашение «О проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2010–2012 годы» // Профсоюзы.РФ: независимый аналитический портал. URL: профсоюзы.рф/oficzialnye-dokumenty/zakony-leningradskoj-oblasti/85-leningradskoe-oblastnoe-trexstoronnee-soglashenie.html (дата обращения: 10.02.2012)
    3. Аларичева М. Социальное предпринимательство: опыт Польши // Портал «Новый бизнес». URL: www.nb-forum.ru/opinion_4744_260 (дата обращения: 10.02.2012)
    4. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 84 с.
    5. Размахин А. Социальные предприниматели – тоже люди // Электронный журнал благотворительности. URL: http://philanthropy.ru/cases/2010/03/10/1402 (дата обращения: 10.02.2012)
    6. Социальная работа за рубежом / сост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 172 с.
    7. Fayolle A., Matlay H. Handbook of Research on Social Entrepreneurship. Edward Elgar Publishing, Inc., 2011. 336 c.
    8. Gartner W.B. What are we talking about when we talk about entrepreneurship? // Journal of Business Venturing. 1990. № 5(1). Р. 15–29.
    9. Официальный сайт Комитета по социальной защите населения Ленинградской области. URL: http://social.lenobl.ru/ (дата обращения: 20.02.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2