ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование национально-государственной социально-экономической доктрины

“Second Wave” of Cluster Theory: Search for New Sources of Growth for International Integration



В.И. Сигов
Victor Sigov
dekanat205@yandex.ru
декан факультета экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», доктор социологических наук, профессор
dean of the Faculty of Labour Economics and Personnel Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance, Doctor of Sociology, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются взгляды ведущих ученых мира, связанные с формированием национально-государственной социально-экономической доктрины.
We research possibilities to apply the cluster theory to increase the efficiency of regional integration during the post-crisis period. At the same time international clusters are seen as mesolevel of international economic integration.

Ключевые слова:

  • либеральная доктрина
  • национально-государственная доктрина
  • национальная идеология хозяйствования
  • Keywords:

  • industrial and innovation cluster
  • international economic integration
  • meseconomy
  • Обзор статьи

    Становление национально-государст-венной социально-экономической доктрины происходило в борьбе с либеральной. Догматы либеральной доктрины опираются на следующие предположения относительно универсальных свойств человеческой природы: 1) индивидуализм – человеку свойственно ставить превыше всего собственные интересы; 2) рационализм – мотивы поведения человека осознаны и определяются приспособлением к окружающей природной и социальной среде; 3) гедонизм – человек стремится к поиску наслаждений и удовлетворению потребности в материальном комфорте; 4) космополитизм – национальные различия между людьми не играют существенной роли и легко преодолеваются в ходе международного обмена товарами, услугами и людьми. Отсюда общество есть механический агрегат индивидуумов или арифметическая сумма людей, общие интересы образуются путем свободного взаимодействия и соревнования индивидуальных интересов, а роль государства сводится к гарантированию экономической свободы и защите победителей в борьбе за существование от побежденных, то есть собственников от пролетариев.
    Такие примитивные представления о человеке и обществе подверглись основательной критике уже в XIХ веке. В Германии, несшей ущерб от торговой экспансии Англии, были выработаны теоретические обоснования политики государственного протекционизма, отрицавшие либеральные догмы. Немецкая философско-экономическая мысль выдвинула следующие контрдоводы.
    Во-первых, человек не является обособленным индивидом, а определяется во взаимоотношениях с обществом. Карл Маркс рассматривал сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Такие авторы, как Карл Родбертус и Фридрих Лист, настаивали на кооперативном, то есть основанном на сотрудничестве, а не конкуренции разделении труда. Для Ф. Листа нация – необходимый посредник между человеком и человечеством и представляет единый народный организм со своими целями и ценностями, превосходящими цели и ценности каждого из составляющих ее людей. Поэтому общий интерес не сводится к сумме интересов индивидуумов. Для его реализации необходимо государство, которое служит целям нации, являясь политической силой для ограничения индивидуальных аппетитов и высшим центром принятия экономических решений [2].
    Во-вторых, был подвергнут сомнению тезис об осознанном прагматизме мотивов человеческого поведения и указаны факторы, не поддающиеся рациональному анализу, самым важным из которых названо чувство сопричастности своему народу. На рубеже XIX–XX веков психологическая наука окончательно отвергла концепцию человека разумного. Зигмунд Фрейд эмпирически показал, что психика человека делится на сознательную и бессознательную сферы. Бессознательное определяет поведение человека не в меньшей степени, чем сознательное. В дальнейшем Карл Юнг обосновал понятие коллективного бессознательного («архетипа») в противовес индивидуальному и представил его как компонент развития культуры. Тем самым чувство сопричастности своему народу (через общий архетип) получило свое объяснение.

    Список использованной литературы

    1. Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. М., 1906.
    2. Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. Киев, 1889.
    3. Кейнс Дж.М. Избранные труды. В 2-х т. М., 1992.
    4. Менделеев Д.И. К познанию России. М., 2002.
    5. Менделеев Д.И. Таможенный толковый тариф. СПб., 1892.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2