ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности процессов формирования нового правового института социально-экономического развития муниципальных образований в России

Characteristics of Creating New Legal Institution of Socio-Economic Development of Municipalities in Russia



И.В. Самохин
I.V. Samokhin
samohin1959@mail.ru
профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются сложные и многоаспектные процессы реформирования местного самоуправления в России. Значительное внимание уделено формированию правового института муниципального управления, затрагивающего основные вопросы местного значения.
Complicated and multidimensional processes of reforming local government in Russia are researched. Considerable attention is paid to forming the legal institution of municipal government covering basic problems of local importance.

Ключевые слова:

  • местное самоуправление
  • реформирование
  • муниципальные образования
  • административно-правовой институт
  • Keywords:

  • local government
  • reforming
  • municipalities
  • administrative-legal institution
  • Обзор статьи

    Процессы реформирования местного самоуправления, инициируемые задачами реализации положений и норм Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вызывают необходимость переосмысления ряда концептуальных подходов, выработки новых стратегий совершенствования системы муниципального управления [1].
    В России сложилась такая система местного самоуправления, в которой муниципалитеты, имеющие возможность автономного функционирования без существенной поддержки государственных органов, являются скорее исключением из правила. Имеющиеся и вновь созданные муниципальные образования в значительной степени (и не на один порядок) отличаются друг от друга по своим территориальным размерам и численности населения, по своему экономическому потенциалу, природно-географическим и ресурсным составляющим, что не может не отражаться на особенностях разграничения полномочий и характере взаимодействия между различными уровнями в иерархии управления. Поэтому неоднократные попытки предложить единую универсальную модель организации местного самоуправления, предпринимаемые политиками разного уровня, были заведомо обречены на провал.
    Следует учитывать, что в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводится существенно иное толкование такого основного термина, как «поселение». В соответствии с новой редакцией Федерального закона «поселение» – это такое городское или сельское муниципальное образование, в составе которого могут находиться город, поселок, один или несколько сельских населенных пунктов, и в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [1]. Данное определение, в отличие от прежней редакции Федерального закона, содержит в себе только один из главных признаков местного самоуправления – наличие выборных органов местной власти. Новой редакцией Федерального закона устанавливается, что в состав городского поселения могут входить один город или поселок и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями [1]. Теперь термину «поселение» придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципальных образований. Поэтому при анализе положений новой редакции Федерального закона необходимо четко разграничивать употребление термина «поселение» в территориально-географическом (физическом) смысле от термина «поселение», используемого для установления статуса муниципального образования [8].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. Фед. выпуск. 2003. 8 октября. № 3316.
    2. Федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании» № 3297-1 от 14 июля 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. 20 августа.
    3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Фед. выпуск. 2002. 19 апреля.
    4. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006.
    5. Когут А.Е., Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб.: Изд-во ИСЭП, 1992.
    6. Лукин М.В., Ткачев С.А., Канев Г.И. Правовой институт муниципального управления. Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ, 2008.
    7. Маслов Д. Вопросы оценки эффективности работы системы управления органов государственной и муниципальной власти: стенограмма доклада // Эксперты для гражданского общества: [сайт]. URL: http://www.4cs.ru/materials/stenograms/wp-id_806/ (дата обращения: 15.01.2012)
    8. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ Переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник. 2004. № 7 (227).
    9. Российский статистический ежегодник – 2010 / Росстат. М., 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2