Государственное регулирование агропродовольственных рынков в рамках национальной стратегии развития зернового экспорта

State Regulation of Agro-food Markets in the framework of National Strategy of Grain Export Development



С.Л. Левин
Sergey Levin
dekanat205@yandex.ru
докторант кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат социологических наук
doctoral candidate of the department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Sociology
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Проанализирован российский и зарубежный опыт государственного регулирования рынка зерна, рассмотрены наиболее важные меры по поддержке российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также повышению эффективности производства зерна с учетом национальных интересов и экономической безопасности.
We analyze Russian and foreign experience in grain market state regulation and consider the most essential measures to support Russian agricultural producers and to increase the efficiency of grain production taking into consideration national interests and economic security.

Ключевые слова:

  • государственное регулирование
  • международный опыт регулирования рынка зерна
  • особенности регулирования зернового производства в России
  • экспорт зерна
  • Keywords:

  • state regulation
  • international experience in regulating grain market
  • specific features of regulating grain market in Russia
  • grain export
  • Обзор статьи

    В настоящее время наряду с общеэкономическими мерами регулирования агропродовольственных рынков приобретают особую важность меры по предотвращению негативных последствий падения урожайности и продуктивности, поддержанию нормального уровня обеспечения населения продуктами питания. Особое значение приобретает возможность анализа и обобщения российского и зарубежного опыта государственного регулирования рынка зерна с целью разработки более эффективных и безопасных методов развития внешней торговли зерном.
    Безусловно, зерновое производство – ведущая отрасль мирового сельского хозяйства, а рынок зерна – основной сегмент мирового агропродовольственного рынка, основа мирового агробизнеса. При этом под посевами зерновых культур занято более половины всей мировой пашни, объем мировой торговли зерном составляет свыше 240 млн. т и постоянно увеличивается, вовлекая практически все виды зерна и страны, независимо от того, какую долю они занимают в мировом производстве, в каких объемах импортируют или экспортируют его [2]. В силу стратегической и социальной значимости мировой зерновой рынок стал особой сферой стратегических интересов и государств, и крупных транснациональных корпораций. Достаточно отметить, что 75% мировой торговли зерном контролируют пять транснациональных корпораций [2. С. 53].
    Отметим, что относительно высокий и стабильный урожай зерновых культур в России в последние годы при незначительном увеличении внутреннего потребления зерна позволил ускоренно развивать экспорт и сокращать импорт. Очевидно, что в России сформированы все условия для того, чтобы занять место в ряду крупнейших зерновых экспортеров мира (значительный зерновой клин, возможность производства экологически чистого зерна, относительно высокая конкурентоспособность его на мировом рынке).
    На наш взгляд, росту экспорта зерна способствуют такие внутренние факторы, как наличие банка генетических ресурсов зерновых колосовых культур; высокая землеобеспеченность и возможность значительного расширения площадей зерновых культур; размещение основных зернопроизводящих регионов в степной и сухостепной зонах, почвенно-климатичес-кие условия которых позволяют получать сравнительно дешевое высокобелковое и экологически чистое зерно продовольственной пшеницы; наличие капитальных емкостей для хранения зерна; территориальная близость к крупным рынкам сбыта – странам Центральной Азии, Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока. Последний фактор усиливается тем, что именно в этих регионах возможен ускоренный рост численности населения, а следовательно, и повышение спроса на продовольственное и особенно фуражное зерно. При этом к внешним факторам, способствующим развитию российского экспорта зерна, следует отнести сравнительно быстрый рост численности населения в мире и, в связи с этим, спроса на продовольствие (в 2015 г., по прогнозам, численность составит 7,1 млрд. человек, а в 2050 г. может возрасти до 8,9–10 млрд. за счет близлежащих к России азиатских стран); ограничение прироста площадей продуктивных земель и снижение уровня землеобеспеченности в мире; площадь земли, занятой под посевами зерновых культур (за последние 50 лет в расчете на 100 человек уменьшилась с 24 га до 12 га, а в 2050 г. может составить лишь 8 га) [1].

    Список использованной литературы

    1. Алтухов А. Новые проблемы развития зерновой отрасли // АПК: экономика, управление. 2011. № 1. С. 18.
    2. Осипов А.Н. Повышение конкурентоспособности продукции зернового производства России. М.: ФГУ РЦСК, 2009.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2