ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Малые инновационные предприятия как направление взаимодействия вузовской науки и бизнеса

Small Innovation Companies as Trend of Interaction between Institutions of Higher Education and Business



В.Н. Юсупов
Vladimir Yusupov
shmat2000@yandex.ru
аспирант Института проблем региональной экономики РАН
candidate for PhD at Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Обоснованы и сформулированы направления взаимодействия вузовской науки и бизнес-структур. Выполнен анализ практики применения Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ в части создания и функционирования малых инновационных предприятий. По результатам анализа определен ряд проблем правого, экономического и организационного характера, связанных с созданием и функционированием малых инновационных предприятий и ограничивающих активность бюджетных, в том числе вузовских учреждений в данной сфере.
We substantiate and define ways of interaction between institutions of higher education and business. We analyze the application of Federal law of 2 August 2009 № 217-FZ concerning establishing small business and its functioning. Based on the analysis of the results we reveal a range of legal, economic and organizational problems connected with starting up small innovation companies and their work that confine the activity of non-profit organizations including institutions of higher education.

Ключевые слова:

  • малые инновационные предприятия
  • научное предпринимательство
  • организация научной работы
  • Keywords:

  • small innovation companies
  • scientific entrepreneurship
  • organization of scientific research
  • Обзор статьи

    Ключевой проблемой модернизации экономики страны является привлечение к инновационным процессам частного капитала и подготовка профессиональных кадров, способных и готовых работать в инновационном поле. В современных условиях это становится предметом приложения сил вузовской науки. Задачи вузовского сектора науки этим не ограничиваются, на наш взгляд, они могут быть развернуты в более широкий спектр направлений, который включает: ● активное внедрение в российскую экономику результатов интеллектуальной деятельности, полученных в отечественных высших учебных заведениях (выполнение научно-инновационной функции вузов); ● формирование современной «инновационной элиты», подготовка кадров, способных не только применять в повседневной практике, но и создавать инновационные продукты (выполнение образовательной функции); ● обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза как образовательного и научно-инновационного учреждения; ● привлечение в вузы дополнительных финансовых средств для последующего их инновационного развития. Важным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [1; 2]. Принятием данного закона государство подчеркнуло особую роль образовательных учреждений в инновационном развитии экономики. Это отвечает мировым тенденциям и обусловлено тем, что именно под государственным патронатом (в том числе и финансовым) государственные учреждения могут решать не только тактические или коммерческие привлекательные инновационные задачи, но и реализовывать стратегические и фундаментальные проекты. В то же время данный документ предложил новый механизм продвижения уже накопленных и вновь создаваемых государственными высшими учебными и научными учреждениями продуктов интеллектуальной собственности на рынок, механизм участия этих государственных субъектов хозяйственной деятельности в прибыли и управлении организуемых с их участием коммерческих структур. Таким образом, создание при бюджетных учреждениях коммерческих организаций, на которые возложено управление интеллектуальными правами, является одним из способов наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности. Формирование таких организаций позволяет получать дополнительные средства для развития вуза и стимулирования его сотрудников к дальнейшей творческой активности.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Российская газета. Фед. выпуск. 2009. 4 августа. № 4966.
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 718 от 8 декабря 2009 г. // ФГБНУ «Центр исследований и статистики науки»: [сайт]. URL: http://www.csrs.ru/reestr/default.htm (дата обращения: 18.03.2013)
    3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов / Минэкономразвития России. М., 2011. 282 c.
    4. Письмо Минобрнауки РФ № 20-1834 от 03.12.2009 г. «О направлении Методических рекомендаций по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности для использования в работе при создании хозяйственных обществ» // Клерк.Ру: [сайт]. URL: www.klerk.ru/doc/168660/ (дата обращения: 18.03.2013)
    5. Жуков А.В., Фомин А.Н. Проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при учреждении хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий) в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ // Губернатор и Правительство Ульяновской области: [сайт]. URL: http://oni.ulgov.ru/ news/448.html (дата обращения: 18.03.2013)
    6. Зернова И. Хозяйственные общества высших учебных заведений // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 10.
    7. Исаев Р.И., Пилявский В.П. Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вузах: проблемы и перспективы // Общество. Среда. Развитие: научно-теоретический журнал: [сайт]. URL: terrahumana.ru›arhiv/10_02/10_02_20.pdf (дата обращения: 18.03.2013)
    8. Кутузов В.М., Рыжов Н.Г., Федо-рова И.П., Шестопалов М.Ю. Рекоменда-ции по созданию хозяйственных обществ вузами и научными учреждениями Рос-образования. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 96 с.
    9. Лобурец Ю.В., Шехтман Е.Л. Охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности в научно-образовательной сфере: метод. пособие / Департамент науки, инноваций, информа-тизации и связи Новосибирской области; Гос. публичн. науч.-техн. библиотека Сиб. отделения Российской академии наук. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 100 с.
    10. Что мешает создавать малые предприятия при вузах? // Российский Союз ректоров: [сайт]. URL: http://www.rsr-online.ru/doc/2010_05_24/1. pdf (дата обращения: 18.03.2013)
    11. Госкомстат РФ: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
    12. ФГБНУ «Центр исследований и статистики науки»: [сайт]. URL: http://www.csrs.ru

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2