ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Механизмы обеспечения и оценка эффективности международных образовательных программ

Organization Mechanisms and Efficiency Assessment of International Educational Programmes



М.Г. Долгова
Marina Dolgova
dekanat205@yandex.ru
соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Candidate for PhD at the Department of Management and Planning of Socio-Economic Processes of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются понятия, генезис развития, особенности реализации, вопросы оценки и механизмы обеспечения эффективности функционирования международных программ двойных дипломов в области экономики и менеджмента.
We look at concepts, genesis, characteristics of implementation, problems of assessment and mechanisms to secure the efficiency of international programmes of double diploma in economics and management.

Ключевые слова:

  • международные образовательные программы
  • эффективное управление образовательной деятельностью
  • совместные образовательные программы
  • программы двойного диплома
  • Keywords:

  • international educational programs
  • effective management of educational activity
  • joint educational programs
  • programmes of double diploma
  • Обзор статьи

    Трансформации последних двадцати пяти лет, происходящие в российском обществе и экономике, не могли не затронуть систему высшего профессионального образования. Реформирование российского высшего образования проходит многопланово: сформировалась система государственных и негосударственных вузов; основные образовательные программы реализуются как на бюджетной, так и на контрактной основе; набирают силу процессы интернационализации и европеизации образования; Россия подписала Болонскую декларацию и перешла на уровневое образование и кредитную систему; подготовлен новый «Закон об образовании»; разработаны федеральные государственные образовательные стандарты; с 2005 г. реализуется приоритетный национальный проект «Образование» и многое другое. Глобализация экономики, рынков и бизнеса отражается на всех участниках воспроизводственного процесса, в сфере образования это: государство, вузы, родители абитуриентов и студентов, студенты и курсанты, работодатели и общество в целом. Двадцать пять лет назад российское правительство приступило к трансформации экономики из планово-административной в рыночную. Были созданы новые образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000 года), преподавание в области экономики и управления претерпело значительные изменения, в учебные планы экономистов и менеджеров были включены такие дисциплины, как микроэкономика и макроэкономика, эконометрика и другие, описывающие механизмы действия рыночной экономики. Сотрудничество с иностранными вузами-партнерами (в области экономики, в первую очередь) в 1990-е гг., учебные планы которых содержали дисциплины рыночной экономики и были обеспечены учебно-методичес-кими материалами, было не просто инновацией, но и абсолютной необходимостью. Второй инновационной особенностью, свойственной образовательным проектам с вузами из других стран, стало преподавание учебных дисциплин российским студентам на иностранном языке [5]. В середине 1990-х гг. только начало формироваться поколение молодых людей, имеющих достаточно высокий уровень владения иностранным языком (в первую очередь, английским), способных воспринимать лекции на иностранном языке. Совместные образовательные проекты (понятие «программа двойного диплома» более молодое, чем «совместная программа») на французском, немецком или ином (не английском) языке, были еще большей редкостью, чем англоязычные образовательные проекты. Более того, как свидетельствуют исследования офиса Европейской Комиссии «Tempus» в РФ, среди совместных образовательных программ с европейскими вузами-партнерами основным объектом преподавания по-прежнему остаются экономические науки [3].

    Список использованной литературы

    1. Бурова Н.В., Клементовичус Я.Я. Образовательные инновации и приоритеты развития высшего экономического образования // Экономическая эффективность инновационного предпринимательства и проблемы совершенствования образовательных программ в России: ученые записки секции экономики МАН ВШ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
    2. Иноземцева Л.Н., Кликунов Н.Д. Эффективность вложений в высшее образование: определение направления исследований // Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса: [сайт]. URL: http://www.mebik.ru/pages/klikunov/articles/art/inozem.pdf (дата обращения: 18.03.2013)
    3. Карпухина Е.А., Мишин А.Б. Исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России // Национальный офис TEMPUS в Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.tempus-russia.ru/Meropri-101110/DD-final.pdf (дата обращения: 18.03.2013)
    4. Олейникова О.Н. Вклад программы Tempus в модернизацию высшего образования в России // Национальный офис TEMPUS в Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.tempus-russia.ru/240611/ 24June-oleynikova.pdf (дата обращения: 18.03.2013)
    5. Открытые инновации в сфере ВПО // Инновационные технологии в образовании: [сайт]. URL: http://edu.inovat.ru/ (дата обращения: 18.03.2013)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2