ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

«Ситуативная законность» и законность теоретическая: грани соотношения

"Situational Legality", Theoretical Legitimacy and their Interrelation



М.Э. Жаркой
С.М. Оганесян
M.E. Zharkoy
S.M. Oganesyan
jarckoy@yandex.ru
stepan-62.11.11@mail.ru
доцент кафедры теории и истории государства и права, ГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России», кандидат исторических наук, доцент
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of State Law Disciplines, Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom, PhD in Historical Sciences, Associate Professor
Professor, the Department of State Law Discipline, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Law, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • ситуативная законность
  • аспекты законности
  • теория законности
  • право
  • становление права
  • нормы права
  • история права
  • исторические трактовки норм права
  • Keywords:

  • situational legality
  • aspects of legality
  • the theory of legality
  • law
  • development of law
  • rules of law
  • history of law
  • historical interpretation of legal norms
  • В статье рассматриваются проблемные аспекты понятий ситуативной законности в истории государства и права. Формирование гражданского общества и правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе правовой надстройки. Законность и правопорядок неотделимы от права и его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований. В то же время достаточно сложно подстроить нормативно-правовую базу под каждую ситуацию и каждый временной период.
    В статье рассматриваются вопросы, связанные с разными трактовками правовых норм, понятий в момент смены режима, власти и органов управления на территории государства, анализируется проблема корректности применения императивных норм в разные временные периоды построения государства.

    The article deals with problematic issues related to concepts of situational legality in the history of state and law. The formation of a civil society and a rule of law State in our country requires achieving a qualitavely new state of the society including quite different level of legitimacy and the rule of law in the system of legal superstructure. Legality and order cannot be dissociated from law and enforcement thereof and thus conducting analysis of their interconnenction in the mechanism of legal regulaltion has always been the focus of theoretical studies. At the same time it is noted that adjusting legal framework to every particular time frame is quite difficult.
    The article focuses on different interpretations of legal norms and concepts related to the moment of the regime change, transition of power and bodies of authority and analyses the correctness of implementation of imperative norms in different time periods of State-building.

    Обзор статьи

    Как бы ни были многочисленны и глубоки теоретические и практические проблемы законности, как бы ни был высок уровень их исследований, каждый новый этап развития нашего общества вновь и вновь ставит перед наукой, казалось бы, уже давно полностью решенные проблемы в этой сфере и выдвигает новые. Наряду с постановкой традиционных теоретических и практических вопросов законности (роль прокуратуры, суда, арбитража, полиции, государственных органов в обеспечении законности в их нормальной деятельности) неизмеримо возросло значение анализа ее функционирования во всех сферах хозяйственного и культурного строительства.
    Политическая динамика как известный и во многом решающий фактор, влияющий на модернизацию государственных форм, порождает новые, ранее не известные явления в государственно-правовом формате современной жизни, науке и практике. Реалии второго десятилетия XXI в. вызвали инновационные изменения в сфере общей теории права. Более того, возникли такие теоретические сегменты, которые, несомненно, потребовали научного обоснования как в области правоведения, так и в других смежных знаниях о праве и государстве – философии, политологии, социологии и истории. Сказанное предполагает возможность не только создания принципиально новых теоретических конструкций, которые бы способствовали научному обоснованию нового понимания социальных отношений в звене государство – личность, но и переосмысления ряда хрестоматийных положений правовой науки.
    Одним из таких общетеоретических мостов прошлой фундаментальной государственно-правовой науки и сегодняшних новаций, по нашему мнению, является дефиниция «законность». Конец 1990-х – начало 2000-х гг. в силу политической конъюнктуры характеризовались не только предвзятым, но и полностью отрицающим как таковое понятием советской социалистической законности. Тем не менее, это не позволило теоретикам права полностью исключить ее трактовку из научной парадигмы. В ряде научных публикаций признавался неоспоримым взгляд на законность как на строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права. Однако в тоже время подчеркивалось, что попытки по-новому подойти к раскрытию содержания данной категории серьезно не обсуждались и опровергались соображениями политико-идеологического или прагматического порядка [12, с. 506]. И как мы увидим ниже, это было не случайным, опосредовалось в первую очередь не просто коллизионным, а так называемым «указным правом», при помощи которого президентская сторона модели 1990-х гг. предпринимала в рамках политической ситуационной целесообразности, к сожалению, небезуспешные попытки использования пробелов в законодательстве.
    Состояние зыбкости, неопределенности соотношения теоретических понятий о законности в ее корреляции с реальной действительностью опосредовало поиск путей разноформатности ее категории. Действительно, ранее нередко предпринимались попытки обоснования понятия законности с различных позиций. Например, И.Н. Даньшин трактовал законность как принцип, определенный режим, метод, средство, орудие, систему организации общественных отношений, требование, неотъемлемый элемент социалистической демократии и др. [4, с. 75], состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. Это вполне объяснимо, потому что законность – явление многогранное и сложное, и все употребляемые понятия являются верными. Они характеризуют разные аспекты законности, раскрывают отдельные стороны ее проявления в действительности. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, а последние, в свою очередь, обязаны исполнять возложенные на них правовыми нормами обязанности.

    Список использованной литературы

    1. Алексеев С.С. Теория права. М., БЕК. 1995. 311 с.
    2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: РИФ,1993. 301 с.
    3. Галин В.В. Запретная политэкономия. Красное и белое. М.: Алгоритм, 2009. 608 с.
    4. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1973. 200 с.
    5. Звягинцев А.Г. Руденко. Генеральный прокурор ССССР. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 523 с.
    6. История СССР / под ред. Б.Д. Грекова. М.: Политиздат, 1948. Т. 1. 744 с.
    7. Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности // Право и государство: теория и практика. 2006. № 1. С. 118–119.
    8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб.: Изд-во Юрид. инст-та, 2001. 348 с.
    9. Лаговиер Н. Советская Прокуратура и ее значение для крестьянства. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1925. 28 с.
    10. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Госполитиздат, 1958–1965. Т. 36. 741 с.
    11. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т.1. Теория государства. М.: Зерцало, 2000. 407 с.
    12. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 2000. 800 с.
    13. Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. 544 с.
    14. О главных виновниках развала СССР говорит бывший глава ГКЧП Геннадий Янаев. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5fc097fb56aab14e82b6a963/o-glavnyh-vinovnikah-razvala-sssr-govorit-byvshii-glava-gkchp-gennadii-ianaev-604ee955011181447b564af5?&disable_feed_under_article=false (дата обращения: 10.03.2021).
    15. Орловский С.Н. Революционная законность в периоды военного коммунизма и НЭПа // Вестник Верховного Суда и Прокуратуры СССР. 1927. № 205. С. 23–27.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2