ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Характерные особенности развития налогового законодательства на современном этапе реформирования

Characteristic Features of Tax Legislation Development at Current Stage of Reforms



А.В. Шахматов
В.В. Фирсов
A.V. Shakhmatov
V.V. Firsov
a-shahmatov@yandex.ru
Vitaliy-Viktorovich@list.ru
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник ОВД РФ
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
professor, the Department of Operational Investigative Activities in Internal Affairs Bodies, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor, Honored Officer of the Internal Affairs Bodies
senior lecturer, the Department of State Law, St. Petersburg Institute of Law, branch of the University of Procurator's Office of the Russian Federation, PhD in Law, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • характерные особенности развития
  • современный этап реформирования
  • налоговое законодательство
  • подзаконные правовые акты
  • регулирование отношений в сфере налогов и сборов
  • допустимость правового вмешательства
  • Keywords:

  • characteristic features of development
  • current stage of reforms
  • tax legislation
  • bye-laws
  • regulation of relations in the sphere of taxes and duties
  • the permissibility of legal intervention
  • Статья посвящена анализу развития налогового законодательства на современном этапе реформирования налоговой сферы. Предпринята попытка проанализировать границы допустимости нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений подзаконными правовыми актами.

    The research is dedicated to the analysis of the development of tax legislation at the current stage of tax reforms. We make an attempt to analyze the limits of the permissibility of regulatory legal regulation of tax legal relations by bye-laws.

    Обзор статьи

    21 апреля 2021 г. Президент Российской Федерации В. Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. По словам главы государства, необходимо создать прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно гарантирующую России независимость и суверенитет систему [1].
    Сказанное Президентом Российской Федерации подчеркивает то, что оптимизация защиты конституционных основ прав человека и гражданина призвана выявить и устранить дефекты нормотворчества, которые, помимо своих, небесполезных для правовой системы непосредственных результатов, утверждают в законодателе ценностное, а значит и целостное, отношение к праву. На уровне правовых систем Российской Федерации такое правосознание получает институциональную поддержку в лице органов, не опутанных догмами узкого нормативизма, но, напротив, оценивающих закон на предмет соответствия документу высшей силы, которым связываются воедино правовая и иные социальные нормативности.
    Как показывает практика современного реформирования налогового законодательства в российском государстве, в защите нуждается не только Налоговый Кодекс РФ, но и осуществление налоговой законности на региональном уровне.
    В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции широкое распространение получило подзаконное регулирование правовых отношений в сфере налогов и сборов. Так, Правительством Российской Федерации (далее – Правительство РФ) издано достаточно большое количество актов, направленных на регулирование отношений по уплате налогов и сборов (например, Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»; Постановление Правительства РФ от 10.05.2020 г. № 651 «О мерах поддержки системообразующих предприятий» и некоторые другие). Все это актуализирует проблему подзаконного нормотворчества в налоговой сфере.
    В соответствии с ч. 1 ст. 1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Кроме того, в законодательство о налогах и сборах в соответствии с чч. 4, 5 включаются также законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований в соответствующей сфере.
    Возможность издания Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органами исполнительной власти субъектов РФ исполнительными органами местного самоуправления предусматривается ч. 1 ст. 4 НК РФ. Стоит отметить, что в указанной норме содержатся ограничения на издания упомянутыми органами правовых актов, а именно:
    1) возможность (и случаи) издания подзаконного акта должна быть прямо предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах;
    2) издание подзаконного акта допускается только в пределах компетенции издающего органа;
    3) издаваемые подзаконные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено ст. 4 НК РФ.

    Список использованной литературы

    1. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 12.02.2021).
    2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 г. № 6-П // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-31032015-n/ (дата обращения: 12.02.2021).
    3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164585/ (дата обращения: 12.02.2021).
    4. Решение ВАС РФ от 19.03.2010 г. по делу № ВАС-9507/09. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/vas_rf_vozvrat_izlishnih_uplachennyh_strahovyh_vznosov_na_obyazatelnoe_pensionnoe_strahovanie/ (дата обращения: 12.02.2021).
    5. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.11.2016 г. № АПЛ16-462. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207634/ (дата обращения: 12.02.2021).
    6. Письмо Минфина РФ от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138 «Разъяснение положений налогового законодательства в части статьи 34.2 Налогового кодекса РФ». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71640/ (дата обращения: 12.02.2021).
    7. Налоговый Кодекс РФ (с изм. от 17.02.2021 г. № 6-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 12.02.2021).
    8. Демин А.В. Официальные разъяснения фискальных органов в контексте определенности налогообложения // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 31. С. 63–73.
    9. Крас9. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77–92.нов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77–92.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2