ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Подходы к формированию состава показателей оценки эффективности госзакупок

Approaches to Distinguishing Indicators of Public Purchases Effectiveness



Н.А. Штанько
N.A. Shtanko
shtanko.natalya@mail.ru
доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Management, Far East State Transport University, PhD in Economics
г. Хабаровск
Khabarovsk

Ключевые слова:

  • государственные закупки
  • эффективность
  • показатели эффективности
  • бюджет
  • экономность
  • результативность
  • контрактная система
  • Keywords:

  • public purchases
  • effectiveness
  • effectiveness indicators
  • budget
  • frugality
  • effectiveness
  • contract system
  • В статье рассмотрена проблема оценки эффективности государственных закупок, проанализированы подходы к формированию состава показателей оценки эффективности государственных закупок основными участниками закупочного процесса. Автором установлено отсутствие единства в подходах к оценке и составу показателей, характеризующих эффективность госзакупок, предложены отдельные показатели, которые следует включить в интегральный показатель.

    We consider the problem of assessing the effectiveness of public purchases and analyze the approaches to distinguishing the effectiveness indicators of public purchases by the main procurement participants. We see the lack of unanimity concerning the approaches to assessment and contents of indicators characterizing public purchase and suggest introducing certain indicators in the integrated index.

    Обзор статьи

    Государственные закупки являются известной, обсуждаемой темой как в научном сообществе, так и в секторе государственного управления, практиками. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» в ст. 1 провозгласил в качестве первоначальной цели принятия закона повышение эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Вместе с тем, в рамках закона нет определения эффективности, что позволяет трактовать термин по-разному. Управление закупками базируется на принципах, закрепленных в Законе № 44-ФЗ, в числе которых – принцип ответственности за эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ), но отсутствуют положения, которые позволили бы реализовать его на практике [1].
    Следует отметить, что каждый участник государственных закупок преследует свою цель, имеет свой функционал, своё трактовку эффективности госзакупок:
    - для заказчика: эффективные закупки – это закупки требуемых товаров/работ/услуг за наиболее низкую цену в запланированный временной промежуток;
    - для поставщика: эффективные поставки – это поставки имеющихся у него товаров/работ/услуг за наиболее высокую цену при минимальных сопутствующих издержках;
    - для государства: эффективные закупки предполагают эффективное освоение бюджетных средств, получение максимальной экономии денежных средств;
    - для органов мониторинга – степень достижения целей закупок, обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    - для органов аудита – соответствие результатов анализа и оценки целям осуществления закупок;
    - для органов контроля – непревышение объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, соблюдение требований к обоснованию, нормированию закупок и пр.;
    - для органов общественного контроля – соответствие оценки закупок требованиям 44-ФЗ [1].
    Государственные заказчики имеют статус участников бюджетного процесса и принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, поэтому понятие эффективности осуществления государственных закупок, как правило, сопоставляют с понятием эффективности расходования бюджетных средств. Бюджетный кодекс РФ ст. 34 закрепляя принцип эффективности использования бюджетных средств, указывает на необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [2].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». М.: Проспект, 2020. 288 с.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2021. 384 с.
    3. Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России // Всемирный фонд дикой природы: [сайт]. URL: wwf.ru/upload/iblock/d30/WWF_Green_dlya-sayta.pdf (дата обращения: 11.02.2021).
    4. Критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видов расходов // Информационный портал города Архангельска. URL: https://www.arhcity.ru/data/488/proektkriterii.pdf (дата обращения: 11.02.2021).
    5 Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/555742477 (дата обращения: 11.02.2021).
    6. Методические рекомендации (типовые) «Оценка эффективности и результативности расходования бюджетных средств в сфере закупок». URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved= (дата обращения: 11.02.2021).
    7. Методика оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Хабаровского края // Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края: [сайт]. URL: gz.khabkrai.ru (дата обращения: 11.02.2021).
    8. На месяц раньше графика в Хабаровском крае завершился «северный завоз» // Новости Хабаровска и Хабаровского края: [сайт]. URL: https://amurmedia.ru/news/1003912/ (дата обращения: 11.02.2021).
    9. Национальный рейтинг прозрачности закупок: [сайт]. URL: https://www.nrpz.ru (дата обращения: 11.02.2021).
    10. Об утверждении Методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550231129 (дата обращения: 11.02.2021).
    11. Преимущество при госзакупках хотят дать бизнесу на Крайнем Севере // Информационно-аналитическое агентство «Восток России»: [сайт]. URL: https://www.eastrussia.ru/news/preimushchestvo-pri-goszakupkakh-khotyat-dat-biznesu-na-kraynem-severe/ (дата обращения: 11.02.2021).
    12. Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ // Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных закупщиков»: [сайт]. URL: http://ooogos.ru/regions/rating/ (дата обращения: 11.02.2021).
    13. Сводный аналитический отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд // Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края: [сайт]. URL: https://gz.khabkrai.ru/Plany-i-otchety/Otchety/2406; 3030; 3654 (дата обращения: 11.02.2021).
    14. Сводный аналитический отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд // Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области: [сайт]. URL: https://economy.49gov.ru/activities/reports/purchases_reports/ (дата обращения: 11.02.2021).
    15. СГА 104 «Аудит эффективности» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/sga-104-standart-vneshnego-gosudarstvennogo-audita-kontrolja-audit-effektivnosti/ (дата обращения: 11.02.2021).
    16. СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/sga-302-standart-vneshnego-gosudarstvennogo-audita-kontrolja-audit-v/ (дата обращения: 11.02.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2