ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ факторов учета образованности при оценке преступности в современной России

The Analysis of Educational Level Accounting Factors When Assessing Crime in Contemporary Russia



В.В. Пасынков
Р.В. Аристов
Е.С. Кетенчиева
V.V. Pasynkov
R.V. Aristov
E.S. Ketenchieva
v_v_pasynkov@mail.ru
20arv20@mail.ru
ketenchiyeva00@bk.ru
доцент кафедры криминологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат философских наук
преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России
Associate Professor, the Department of Criminology, Saint-Petersburg State University of Russian Interior Ministry, PhD in Law, Associate Professor
Associate Professor, the Department of Social, Economic and Humanitarian Disciplines, Saint-Petersburg State University of Russian Interior Ministry (Leningrad Region Branch), PhD in Philosophy
Lecturer, the Department of Social, Economic and Humanitarian Disciplines, Saint-Petersburg State University of Russian Interior Ministry (Leningrad Region Branch)
г. Санкт-Петербург
г. Мурино
г. Мурино
St. Petersburg
Murino
Murino

Ключевые слова:

  • преступность
  • личность преступника
  • образовательный ценз
  • интеллектуальная преступность
  • судебная статистика
  • Keywords:

  • crime
  • personality of a criminal
  • educational qualification
  • intellectual criminality
  • judicial statistics
  • В настоящее время преступность в большей степени рассматривается с точки зрения уголовно-правовых норм. Однако для криминологии, которая является совокупностью научных подходов, такой подход не является универсальным. Настоящая статья является попыткой переосмысления такого социального явления, как «преступность» через призму интеллектуальных особенностей преступника, его уровня образования, а также его способностей и компетенций.
    Сопоставляя передовые научные междисциплинарные исследования, современную статистику и данные опроса судей, авторы пришли к выводу о целесообразности в рамках криминологической науки разделить преступность на «маргинальную», «интеллектуальную» и «удовлетворения аморальных проявлений личности». Такое разделение является одним из первых подходов к анализу данной проблемы в области уголовно-правовых исследований.

    Nowadays crime has been seen to a large extend from the standpoint of penal provisions. However from the point of view of criminology which combines a variety of scientific approaches such an arrangement is not considered to be a universal way. The present article represents an attempt to reconsider that kind of a social phenomenon as «crime» through the lenses of intellectual features of a criminal, his or her level of education, skills and competencies.
    When comparing advanced scientific interdisciplinary studies, contemporary statistics and interviews with judges the authors came to the conclusion that it is advisable to distinguish between marginal and intellectual crime as well as the one dealing with satisfaction of immoral manifestations. Such a division is considered to be one of the first approaches to the analysis of this problematic issue with regard to penal studies.

    Обзор статьи

    Список использованной литературы

    1. Алексеева Е.А. Криминологическая характеристика женщин, совершающих преступления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 4 (79). С. 465–470.
    2. Данилов А.П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 27–30.
    3. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1996.
    4. Комлев Ю.Ю. Интегративная криминология: девиантологический очерк. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ДГСК МВД России, 2019. С. 38.
    5. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров. М: Проспект, 2020. С. 258.
    6. Лунеев В.В. О криминолого-аналитическом и системном подходе к законотворчеству // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 4 (35). С. 14–25.
    7. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социология преступности (Современные буржуазные теории). М., 1966. С. 302–306.
    8. Плетнев А.В. Социологические истоки преступности и их динамика в современной России: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. С. 7–15.
    9. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / под ред. д.ю.н. проф. А.С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2001. С. 23.
    10. Шестаков Д.А. Будущее преступностиведения: от марбургской к невско-волжской школе // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 2. С. 78–81.
    11. Шестаков Д.А. О проекте кодекса предупреждения преступлений и мер безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1. С. 13–20.
    12. Шестаков Д.А. Предупреждение преступности // Юридический журнал. Казахстан. 2014. № 4. С. 25–35.
    13. Lochner L., Moretti E. The Effect of Education on Crime: Evidence from Prison Inmates, Arrests, and Self-Reports // American Economic Association in American Economic Review. 2004. Vol. 94. P. 155–189.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2