ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Механизм мониторинга угроз организованной преступности с целью формирования экономической безопасности государства: криминологический анализ

Mechanism of Monitoring Threats of Organized Crime to Ensure State Economic Security: Criminological Analysis



О.В. Харченко
O.V. Kharchenko
prof.o.v.kharchenko@gmail.com
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, профессор
professor, the Department of Criminal Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, professor
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • организованная преступность
  • транснациональная организованная преступность
  • механизм объективного мониторинга
  • криминологическое исследование
  • состояние и показатели преступности
  • анализ правоприменительной практики
  • Keywords:

  • economic security
  • organized crime
  • multinational organized crime
  • objective monitoring mechanism
  • criminological research
  • state and indicators of crime
  • analysis of law enforcement practice
  • В статье рассмотрена проблема влияния организованной преступности на экономическую безопасность государства. Организованная преступность и, особенно, транснациональная организованная преступность в начале XXI в. стали представлять собой реальную угрозу мировой безопасности и стабильности государств.
    На основе анализа международных рейтингов об уровне убытков, причиняемых бизнесу организованной преступностью, «Индекса слабости государств», статистических данных о состоянии преступности за 2019 г. в России, автором сформулированы основные проблемы, возникающие при мониторинге угроз организованной преступности экономической безопасности государства. Статья завершается авторскими предложениями по решению рассматриваемых проблем.

    We look at the problem of the influence of organized crime on the economic security of the state. Organized crime, especially multinational, grew to represent a real threat to global security and stability of states at the beginning of the 21st century.
    Based on the analysis of international ratings concerning the level of business losses caused by the organized crime, the “state weakness index” and the statistics of the criminal situation in Russia in 2019, we distinguish the main problems arising when monitoring organized crime’s threats to the economic security of the state. In the end, we make suggestions to solve the problems in question.

    Обзор статьи

    Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года обозначает экономическую безопасность как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Для определения состояния экономической безопасности страны важное место занимает показатель уровня преступности в сфере экономики [2].
    В 2019 г. в России было зарегистрировано около 105 тысяч преступлений экономической направленности, что составляет всего 5,2% в общей структуре преступности, однако материальный ущерб оценивается на сумму более 447 млрд руб. [7].
    Организованная преступность и транснациональная организованная преступность в начале XXI в. представляют для мировой безопасности и экономической стабильности значительную угрозу, по своим последствиям уступающую только экологическим и демографическим проблемам. Мировое сообщество стремится учитывать эти угрозы в оценке и планировании своей деятельности. Необходимо проведение мероприятий по противодействию влиянию организованной преступности на политическую и социально-экономическую нестабильность в регионах, на распределение материальных ресурсов и финансовых потоков, которые сегодня контролируют преступные организации.
    В Концепции внешней политики Российской Федерации отмечено, что увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, появляются новые криминальные центры силы, аккумулирующие значительные ресурсы и последовательно расширяющие сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, а также установления связей с террористическими и экстремистскими организациями.
    Современный мир характеризуется стремительным ростом, расширением характера и географии таких, имеющих трансграничную природу, вызовов и угроз, как незаконное распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, неконтролируемый трафик оружия, нелегальная миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, коррупция, морское пиратство, киберпреступность, глобальная бедность, изменение климата, а также угрозы в области продовольственной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности.
    Глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного комплексного ответа со стороны международного сообщества, консолидации его усилий при координирующей роли ООН и с учетом объективной взаимосвязи вопросов защиты прав человека, обеспечения безопасности и устойчивого развития [1].
    Для борьбы с организованной преступностью в 2000 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности, где «организованная преступная группа» сформулирована как структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми для получения, прямо или косвенно, финансовой или иной материальной выгоды [3].
    Объективная оценка угрозы организованной преступности требует создания механизма объективного мониторинга, для чего государства должны обмениваться информацией, координировать и проводить совместные мероприятия. Предотвращение преступлений, совершаемых организованной преступностью, создает более безопасное и здоровое общество, а также обеспечивает стабильность в государстве.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. 5 декабря. № 49. Ст. 6886.
    2. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2902.
    3. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Расширенное заседание коллегии по итогам работы прокуроров в 2019 году // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. URL: https://genproc.gov.ru// (дата обращения: 20.09.2020).
    6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Состояние преступности в России за январь–декабрь 2019 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 20.09.2020).
    8. Состояние преступности в России за январь–декабрь 2019 года // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. URL: https://genproc.gov.ru// (дата обращения: 20.09.2020).
    9. The Fragile States Index (FSI). URL: https://fundforpeace.org/2019/04/10/fragile-states-index-2019/ (дата обращения: 20.09.2020).
    10. The Global Competitiveness Report 2019. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf / (дата обращения: 20.09.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2