ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оперативно-розыскное обеспечение при расследовании краж виртуальной собственности, связанной с игровой индустрией в сети Интернет

Providing Operational Search Support in Investigating Thefts of Virtual Property in Online Gaming Industry Environment



А.В. Шахматов
И.Е. Скоков
A.V. Shakhmatov
I.E. Skokov
a-shahmatov@yandex.ru
iga-spb74@mail.ru
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский Университет МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник ОВД РФ
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский Университет МВД России
Professor, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activities, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Doctor of Law, Professor, Honoured Officer of the Internal Affairs Bodies
Senior Lecturer, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activities, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • виртуальная собственность
  • кража
  • дистанционное мошенничество
  • оперативно-розыскное сопровождение
  • раскрытие преступлений в Интернете
  • Keywords:

  • Virtual property
  • theft
  • remote fraud
  • operational search support
  • solving Internet crimes
  • В статье рассматриваются перспективы оперативно-розыскного обеспечения при раскрытии преступлений, совершенных в Интернете, в свете развития рынка игровой индустрии на территории России. Вносятся предложения по использованию существующей информационной базы данных федерального уровня (ИБД-Ф) «Дистанционное мошенничество» в рамках существующей тенденции увеличения количества подобных преступлений.

    The article discusses prospects of operational search support in solving crimes committed on the Internet in the light of the development of the gaming industry market in Russia. Proposals are made to use the existing information database "Remote fraud" in view of the current trend of the ongoing increase in the number of such crimes.

    Обзор статьи

    Современный человек не мыслит себя и свою жизнь без постоянного взаимодействия со всемирной паутиной. Интернет сейчас – это и помощник в хозяйстве, работе, а для кого-то и сама работа напрямую связана со всемирной сетью, также это способ развлечения и досуга. Вполне естественно, что в начале ХХI в. вместе с развитием онлайн-игр стала появляться виртуальная собственность. Находясь в современных «онлайновых мирах», игрок, как правило, получает в начале игры какой-то объект (персонажа), который по мере прохождения игры начинает приобретать определенные навыки или предметы. Все это достигается либо путем значительного проведения времени в игре с выполнением заданий, направленных на улучшение персонажа, либо приобретением виртуальных предметов, позволяющих сразу получить необходимые навыки. И если в первом случае игрок тратит свое время, то во втором – чаще всего это деньги.
    Примерная цена мировой игровой индустрии в 2019 г. составила более 148 млрд долл. [10]. В России объем компьютерного игрового рынка в 2019 г. вырос по сравнению с 2018 г. на 15% и составил 129,5 млрд руб. [6]. Согласно всем прогнозам на 2020 г. в силу того, что значительная часть населения страны в течение половины весны и всего лета находилась дома в самоизоляции, данная цифра по итогам года вырастет еще на 10–15%, даже невзирая на определенные финансовые проблемы части населения. Естественно, в рамках данной индустрии появились и элементы рыночных отношений как между производителями контента, так и между игроками. Отдельные элементы этих отношений оцениваются в значительные суммы. Так, в настоящее время рекордсменом по продаже виртуального объекта является покупка виртуальной планеты стоимостью в 6 млн реальных долларов США, в одной из онлайн-игр. Поэтому продажей предмета за несколько тысяч долларов в игровой индустрии никого не удивишь. А там, где появляются большие деньги, там и появляются желающие ими незаконно завладеть. Поэтому, несмотря на все усилия разработчиков игр защитить своих клиентов от краж, количество их вместе с ростом денежного потока неудержимо растет. Объектом кражи являются как виртуальные персонажи, так и отдельные предметы или объекты. Одним из самых дорогих похищенных виртуальных объектов, о каком в настоящее время имеется информация, – это персонаж, на улучшение которого игрок из Китая потратил около 1,4 млн долл.
    В настоящее время в среде правоведов ведется дискуссия на тему квалификации ответственности за подобные преступления [4; 5; 7; 9]. Среди самых распространенных предложений – введение уголовной ответственности за кражу виртуальных активов, к которым в проекте закона «О цифровых и финансовых активах», внесенного в Государственную Думу, предлагается отнести не только всевозможные криптовалюты, но и виртуальных персонажей компьютерных игр [1]. Авторы статьи, оставляя за скобками правовую сторону вопроса виртуальной собственности, в настоящее время, тем не менее, исходя из существующей тенденции считают, что в обозримом будущем данная проблема будет решена в том числе и на законодательном уровне, что приведет к изменениям в уголовном законодательстве, а, следовательно, с учетом того, что согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» одной из задач ОРД является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; необходимо говорить о перспективе возникновения еще одного объекта, находящегося в зоне интересов криминалистики и оперативно-розыскной деятельности как науки.
    Более того, уже сейчас возникают прецеденты возбуждения уголовного дела по факту кражи виртуального персонажа, расследования его и осуждения злоумышленника. Так, в июне 2014 г. в Московской области был вынесен приговор в отношении гражданина Ш., который, получив доступ к чужим паролям в онлайн-игре, с их помощью присваивал чужие виртуальные предметы, реализовывал их в игровой магазин и затем обналичивал виртуальную валюту. Мировой судья судебного участка № 213 Раменского судебного участка признал 29-летнего местного жителя Дмитрия Ш. виновным в преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации из корыстных побуждений). Было установлено, что Ш., используя хакерское программное обеспечение, получил пароль для входа в одну из платных интернет-игр, а также доступ к серверной части онлайн-игры, в дальнейшем изменив пароли к учетным записям и заблокировав доступ пользователей.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. В МВД России будут созданы новые подразделения по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // Министерство внутренних дел РФ: [сайт]. URL: https://мвд.рф/news/item/18809813 (дата обращения: 15.01.2020).
    3. Давыдов В.О., Тишутина И.В. Об актуальных проблемах криминалистического обеспечения рыскрытия и расследования мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (14). С. 81–91.
    4. Карпов А.С. Проблемы квалификации мошенничества, совершенного с использованием систем дистанционного банковского обслуживания // Отечественная юриспруденция. 2017. № 10. С. 46–47.
    5. Литвинов Н.Д., Федоров А.Н. Мошенничество с использованием средств мобильной связи (дистанционное): понятие и особенности совершения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 12. С. 73–80.
    6. Объем российского рынка видеоигр вырос на 14% в 2019 году // B-MAG.ru: [сайт]. URL: https://b-mag.ru/obem-rossijskogo-rynka-videoigr-vyros-na-14-v-2019-godu/ (дата обращения: 10.10.2020).
    7. Петрикова С.В., Лаврушкина А.А. Особенности состава преступления «Дистанционное мошенничество» // Молодежный научный вестник. 2017. № 11. С. 276–285.
    8. Прокуратура Московской области: [сайт]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50 (дата обращения: 10.10.2020).
    9. Cердюк П.Л. Особенности правовой оценки дистанционного мошенничества // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4. С. 226–228.
    10. Batchelor J. GamesIndustry.biz presents... The Year In Numbers 2019. URL: https://www.gamesindustry.biz/articles/2019-12-17-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2019 (дата обращения: 01.10.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2