ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О монетарных аспектах современной финансовой политики в России

On Monetary Aspects of Modern Financial Policy in Russia



В.Э. Кроливецкая
V.E. Krolivetskaya
mail26@yandex.ru
зав. кафедрой финансов и кредита, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, доцент
Head of the Department of Finance and Credit, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, associate professor
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • финансовая политика
  • денежно-кредитная политика
  • основные каналы предложения денег
  • режим таргетирования инфляции
  • дефицитное финансирование государственных расходов
  • Keywords:

  • financial policy
  • monetary policy
  • main channels of money supply
  • inflation targeting regime
  • deficit funding of public expenditure
  • В статье дана характеристика основным каналам предложения денег в российской экономике. Особое внимание уделено бюджетному каналу денежного предложения и причинам его ограниченного использования после финансового кризиса 1998 года и по настоящее время. Рассмотрен вопрос о дефицитном финансировании государственных расходов, общепринятом в международной практике, о взаимосвязи государственных финансовой и денежно-кредитной политик по линии денежного предложения. Даны рекомендации по увеличению денежного предложения экономике по бюджетному каналу в сочетании с кредитным, по изменению целевого ориентира денежно-кредитной политики.

    We characterize the main channels of money supply in Russian economy. Special attention is paid to the budgetary channel of money supply and the reasons for its limited use after the financial crisis of 1998 and up to now. We consider the issue of deficit financing of public expenditure common in international practice and the interconnection of public financial and monetary policies as far as money supply is concerned. We offer guidelines aimed at increasing money supply using budgetary channel in combination with the credit channel and changing the target of monetary policy.

    Обзор статьи

    Финансовая политика государств – это политика по формированию бюджетных доходов и осуществлению расходов, управлению государственным долгом и государственными активами, по реализации принципов бюджетного федерализма. Финансовая политика тесно связана с единой государственной денежно-кредитной политикой, так как вместе они составляют важнейшую составляющую экономической политики государства, основной целью которой является обеспечение экономического роста в стране и повышение благосостояния её граждан, а также достижение финансовой стабильности в обществе. Практика свидетельствует, что взаимное использование финансово-бюджетных и денежно-кредитных инструментов оказывает существенное влияние на достижение запланированных макроэкономических показателей развития общества. Взаимосвязь финансовой и денежно-кредитной политики особенно прослеживается по линии регулирования денежного обращения в стране.
    Эмитентом денег в российской экономике выступает банковская система во главе с Центральным банком РФ, который является регулятором денежно-кредитной сферы и эмиссионным центром страны. Предложение денег банковской системой организуется по следующим каналам: каналу монетизации золота, каналу монетизации иностранной валюты, кредитному и бюджетному каналам, причём в различном сочетании и пропорциях. Однако можно выделить основной, преобладавший в отдельные периоды развития российской экономики канал денежного предложения Центробанка (см. табл. 1), определявший как объем кредитов национальной экономике, уровень государственных расходов, так и совокупный спрос и темпы экономического роста [7, с. 269–279]. Данные табл. 1 свидетельствуют, что основными каналами предложения денег российской экономике в период 1991–2019 гг. выступали кредитный и валютный каналы, а бюджетный канал активно работал в период 1991–1998 гг., когда наблюдался дефицит бюджета, и в соответствии с законодательством ЦБ РФ имел право предоставлять централизованные кредиты реальному сектору экономики, прямые кредиты Правительству Российской Федерации, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В последующем 1995 г. в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» были внесены изменения, которые запретили ему предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов других уровней, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. И, следовательно, Банк России с этого времени не имеет прямого бюджетного канала предложения денег российской экономике, а только опосредованный: в ходе покупки государственных ценных бумаг на вторичном рынке, регулируя тем самым их ликвидность и формируя свой портфель ценных бумаг.
    В результате работы бюджетного канала деньги Центрального банка хоть ине поступают непосредственно в бюджетную сферу (поступают на рынок банковских резервов), но со стороны Центрального банка для коммерческих банков может формироваться «окно возможностей», суть которого заключается в том, что последние будут покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (направлять деньги в бюджетную сферу), а Центральный банк впоследствии будет охотно их выкупать у коммерческих банков или принимать в залог по кредитам рефинансирования.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. М.: Банк России, 2018. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 24.09.2020).
    3. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. М.: Банк России, 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Абрамова М.А. Национальная денежная система, теория, методология исследования, концепция развития в условиях современной экономики. М.: Инфра-М, 2014.
    5. Андрюшин С.А., Бурлачков В.К., Кирилюк И.Л., Рубинштейн А.А., Слуцкий Л.Н. Экспертное заключение на проект документа «Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» // Банковское дело. 2019. № 9.
    6. Кроливецкая В.Э. Деньги и денежное предложение в условиях формирования новой модели развития российской экономики: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2013. URL: https://dlib.rsl.ru/01005094375 (дата обращения: 24.09.2020).
    7. Кроливецкая В.Э. О каналах предложения денег центральными банками // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132). С. 269–279.
    8. Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: монография. СПб.: Алетейя, 2014.
    9. Маневич В.Е. Кейнсианская теория и российская экономика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: КомКнига, 2010. С. 158.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2