ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Государственное регулирование инновационного развития торговли в Российской Федерации

State Regulation of Innovative Development of Trade in Russian Federation



Т.В. Кириллова
T.V. Kirillova
kirillova_tan@rambler.ru
доцент Высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат экономических наук
senior lecturer, Higher School of Service and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственное регулирование
  • торговля
  • инновационное развитие
  • инновационная активность
  • федеральное законодательство
  • рынок электронной коммерции
  • инвестиции
  • Keywords:

  • state regulation
  • trade
  • innovative development
  • innovative activity
  • federal legislation
  • e-commerce market
  • investment
  • Вопросы, связанные с государственным регулированием инновационного развития торговли в России, особенно обострились в связи с пандемией коронавируса. Проведенный анализ работ экономистов показал отсутствие исследований в области государственного регулирования инновационного развития торговли.
    В статье определены направления инновационной активности торговых предприятий, каждое из которых имеет свою специфику. Представленные алгоритмы реализации инновационной активности позволят предприятиям торговли не только сохранить свои позиции, но и увеличить результативность хозяйственной деятельности, а также повысить качество обслуживания населения.

    The problems connected with the state regulation of the innovative development of trade in the Russian Federation have become especially acute due to the coronavirus pandemic. The analysis of the economists’ researches showed the absence of studies concerning the state regulation of the innovative development of trade.
    We outline the directions of innovative activity of trade companies characterized by their own specific features. The suggested algorithms of innovative activity will help trading companies not only to maintain their positions but also to improve the quality of service.

    Обзор статьи

    Вопросы государственного регулирования торговой отрасли представлены в ряде работ ученых-экономистов. Значительное количество исследований посвящено вопросам государственного регулирования как внутренней [6; 9], так и внешней торговли России [7]. Экономисты изучали проблемы формирования конкурентной среды в сфере региональной торговли [5; 16], анализировали особенности функционирования торговых предприятий в условиях действия российского продовольственного эмбарго [15]. Отдельные исследователи [19] оценивали влияние государственного регулирования сферы торговли на деятельность розничных торговых сетей и оптовой торговли. В работах [14; 17] существенное внимание уделено анализу государственной политики в области регулирования рынка электронной коммерции и продвижению товаров в интернет-пространстве. Авторами [4] изучена специфика торговли высокотехнологичной продукцией.
    Таким образом, экономистами исследованы различные аспекты государственного регулирования торговой отрасли, однако вопросам государственного регулирования инновационного развития торговли должного внимания не уделено. Существует ряд публикаций, направленных на исследование инновационных аспектов развития экономики и сферы торговли в частности [11; 13; 18]. Гипотеза исследования основывается на предположении, что государственное регулирование инновационного развития торговли благодаря стратегии и целенаправленным инвестициям позволит дать стимул к прорывному развитию сферы торговли и сопряженных с ней отраслей народного хозяйства, что повлечет повышение не только качества торгового обслуживания, но и уровня жизни населения.
    Государственное регулирование инновационного развития торговли – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную инфраструктуру в целях обеспечения инновационного развития торговой отрасли [8]. Разработка единой стратегии развития обеспечит сбалансированное развитие торговой отрасли с учетом внедрения инноваций в деятельность торговых предприятий. Процедура разработки государственной политики регулирования инновационного развития торговой отрасли включает обоснование ее целей и задач, выработку основных направлений, выбор инструментов и методов ее проведения.
    Основные направления государственного регулирования торговой отрасли в Российской Федерации включают:
    - ограничение монополистической деятельности и защиту конкуренции;
    - формирование правовой и законодательной базы;
    - регулирование цен на отдельные виды товаров;
    - защиту прав потребителей;
    - поддержку малого предпринимательства;
    - регулирование трудовых отношений.
    Законодательная база государственного регулирования в торговле представлена следующими документами:
    - Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» [2];
    - Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. [1].
    В опубликованном проекте «Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года» основной упор делается на обеспечение:
    - устойчивости развития торговых предприятий;
    - сбалансированности обеспечения населения торговыми предприятиями различных форматов;
    - создания благоприятной среды для развития предприятий малого и среднего бизнеса, доля которых в торговле составляет около 60%;
    - дебюрократизации и непрерывного улучшения всех процессов управления торговлей [3].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Проект «Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года» // Министерство промышленности и торговли Самарской области: [сайт]. URL: https://minprom.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/9/2019/10/proekt-Strategii-razvitiya-torgovli-v-RF.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
    4. Аркин П.А., Богданова Е.Л., Ленцов А.А. Управление и государственное регулирование торговлей высокими технологиями. СПб., 2007.
    5. Ахмадова П.И. Формирование конкурентной среды как приоритетное направление совершенствования сферы торговли в регионе // Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 15. № 1. С. 226–236.
    6. Бакушова В.В., Дмитриева И.Е. Государственное регулирование деятельности предприятий в сфере торговли // Научный журнал. 2018. № 1 (24).С. 27–32.
    7. Боброва В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1-3 (49). С. 499–511.
    8. Валеева Е.О. Государственное регулирование инновационного развития экономической отрасли. СПб.: Книжный дом, 2013. 82 с.
    9. Дружникова Е.П., Медведева А.С. Анализ формирования и развития системы государственного регулирования в сфере торговли // Вестник науки и образования. 2017. Т. 2. № 12 (36). С. 51–55.
    10. Капустина И.В. Методическое обеспечение разработки региональных программ развития торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2013. № 12. С. 12–16.
    11. Красюк И.А., Кириллова Т.В. Формирование институциональной среды инновационного развития торговли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 2. С. 39–44.
    12. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Стратегические инструментальные решения маркетингового управления инновационным развитием торговых розничных структур // Практический маркетинг. 2020. № 3 (277). С. 27–36.
    13. Мишулин Г.М., Дегтярева Е.Д. Национальная инновационная система РФ: методологические противоречия, правовые пробелы и пути их преодоления // Экономика и предпринимательство. 2019. № 10 (111). С. 84–91.
    14. Мурар В.И. Государственная политика в области регулирования рынка интернет-торговли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 4. С. 54–59.
    15. Оболенский В.П. Эффекты продовольственного эмбарго // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. С. 49–58.
    16. Родионов А.В., Круть А.А. Государственное регулирование деятельности предпринимательских структур в сфере торговли: тактические предпосылки и стратегические направления регионального развития // Вестник СевКавГТИ. 2018. № 1 (32). С. 38–41.
    17. Розова Н.К. Влияние мер государственного регулирования на трансграничную розничную интернет-торговлю в Российской Федерации // Modern Economy Success. 2019. № 2. С. 127–131.
    18. Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с.
    19. Чеглов В.П., Мхитарян С.В. О влиянии государственного регулирования на розничные торговые сети и оптовую торговлю // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 1. С. 78–90.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2