Влияние традиций романо-германской и англо-саксонской правовых систем на современное авторское право

Influence of Traditions of Romanic-Germanic and Anglo-Saxon Legal Systems on Modern Copyright



А.В. Мерзлякова
Alla Merzlyakova
allmer2010@yandex.ru
доцент кафедры сервиса и технологий Тихвинского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
senior lecturer at the Department of Service and Technologies of Tikhvin Branch of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены вопросы формирования авторского права в различных правовых системах современности, анализируется влияние традиций англо-саксонской и романо-германской правовых систем на современное понимание авторского права. Особое внимание уделяется рассмотрению такого основополагающего положения авторского права, как «собственность».
We research issues of establishing copyright in different modern legal systems and analyze the impact of the traditions of Romanic-Germanic and Anglo-Saxon legal systems on current understanding of copyright. Special attention is paid to considering ‘property’ as the basic concept of copyright.

Ключевые слова:

  • авторское право
  • гражданское право
  • интеллектуальная собственность
  • англо-саксонская правовая семья
  • романо-германская правовая семья
  • Keywords:

  • copyright
  • civil law
  • intellectual property
  • Anglo-Saxon legal family
  • Romanic-Germanic legal family
  • Обзор статьи

    Авторское право – один из древнейших элементов правового регулирования интеллектуальной собственности, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Исследователи-цивилисты авторское право рассматривают в качестве особого института гражданского права. Отличие института авторского права от каких-либо других состоит в том, что оно занимается правовым регулированием авторских отношений, связанных и с производством, и с обменом результатами умственной деятельности вне трудового процесса. Современная доктрина авторского права имеет долгую историю формирования. Рассматривая природу данного явления, не сложно заметить, что наиболее спорным является вопрос, раскрывающий понятие «собственность» и определяющий сущность авторского права в целом. Такие дефиниции, как «интеллектуальная собственность», «духовная собственность», «литературная собственность», «художественная собственность», «промышленная собственность» и др., указывающие на объект правоотношений и объем правомочий собственника, на протяжении длительного периода являются источником возникновения теорий и направлений научной мысли авторского права в разных странах. Рене Давид, специалист в области сравнительного правоведения, в результате классификации современных правовых систем выделил романо-германскую и англо-саксонскую правовые семьи [2]. Романо-германская правовая семья (правовые системы Франции, Германии и др.), возникшая на основе рецепции римского права, в качестве основного источника права определяет нормативный правовой акт. Право англо-саксонской правовой семьи основывается на принципе stare decisis (лат. «стоять на решенном»), где приоритетным является решение суда – судебный прецедент. К данной правовой семье относятся правовые системы Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады и др. Правовые системы современности имеют весьма значительные отличия норм авторского права. Изначально авторское право возникло только на литературные произведения и выражалось в борьбе с литературным плагиатом, который рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина. Но эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны лишь некоторым древним цивилизациям. Как известно, именно в Древней Греции литературное творчество, издательское дело и книготорговля достигли высокого уровня развития. Существовал процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, с которого переписывались заказанные копии. Произведения могли переписываться всеми желающими без учета мнения автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. В связи с этим возникла необходимость создания своего рода эталонов, позволявших не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. С этой целью оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений – комедий и трагедий – передавались на хранение в публичные учреждения.

    Список использованной литературы

    1. Гумовский А. Соавторство в авторском праве США // ИС. Авторское право и смежные права. 2012. № 4. С. 17–18.
    2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные проблемы современности. М.: Международные правовые отношения, 2009.
    3. Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins. / пер. с франц.; предисл. М.А. Федотова. М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. 788 с.
    4. Моргунова Е.А. Авторское право. М.: Норма, 2008. 288 с.
    5. Сидорина Н. Авторское право в системе российского и немецкого права // ИС. Авторское право и смежные права. 2011. № 4. С. 64–71.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2