ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Императивы контрактной культуры в первых законодательных сборниках раннефеодальной Европы

Contract Culture Imperatives in First Legislative Codes of Early Feudal Europe



С.А. Давыдов
S.A. Davidov
licurg@inbox.ru
профессор кафедры социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доктор социологических наук, доцент
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, associate professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • духовная культура
  • феодализм
  • средневековье
  • законодательный сборник
  • контрактная культура
  • императив
  • контракт
  • рационализм
  • эгоизм
  • Keywords:

  • spiritual culture
  • feudalism
  • Middle Ages
  • law code
  • contract culture
  • imperative
  • contract
  • rationalism
  • egoism
  • В период раннего феодализма в Европе стали формироваться новые (контрактные) принципы духовной культуры, основанные на императивах эгоизма, рационализма и эквивалентности. Это стало следствием постепенного обособления интересов частных лиц и домохозяйств от интересов общества и системы общественного хозяйства.
    Новые принципы общественной солидарности нашли свое отражение в первых законодательных сборниках. В статье анализируется содержание трех таких сборников: древненорвежского судебника Гулатинга, Салической Правды древних франков, Русской Правды.
    Автор приходит к выводу о незавершенности утверждения контрактных принципов отношений между людьми в духовной культуре ранних феодальных государств Европы. В то же время нормы этих памятников культуры свидетельствуют о глубокой укорененности в сознании людей того времени императивов эгоизма, рационализма и эквивалентности. Институционализация этих принципов еще более способствовала их утверждению в общественном сознании.

    The period of early feudalism in Europe is characterized by the formation of new contractual principles of spiritual culture based on the imperatives of egoism, rationalism and equivalence. This was the result of the gradual separation of the interests of individuals and households from the interests of society and public economy.
    The new principles of social solidarity are reflected in the first law codes. We analyze the contents of three codes in question, namely the Gulating law of ancient Norway, Lex Salica of the ancient Franks and Russkaya Pravda or Russian' Justice.
    We make a conclusion that contractual relations between people in the spiritual culture of the early feudal European states were not established. At the same time, the norms of these cultural monuments prove that the imperatives of egoism, rationalism and equivalence were deeply rooted in the minds of people. The institutionalization of these principles further contributed to their establishment in public conscience.

    Обзор статьи

    Эпоха варварских королевств и ранних княжеств в современной общественной науке обычно связывается с процессом становления государственности в раннефеодальной Европе. Но она может быть интересна еще и тем, что именно в этот период стали формироваться контрактные [12, с. 44] принципы европейской духовной культуры, основанные на императивах эгоизма, рационализма и эквивалентности.
    Есть основания считать, что поначалу эти принципы получили распространение в кругу аристократов и воинов. Но с разложением родового строя и формированием вертикально-интегрированного они начинают овладевать сознанием простолюдинов. Ведь в условиях роста социальной и имущественной дифференциации происходило отчуждение рядовых общинников от процесса принятия общественно-значимых решений, а практиковавшаяся аристократической верхушкой вождеств редистрибуция уже не была способна сгладить «всеохватывающее неравенство между людьми и группами» [18, с. 142]. Это приводило к постепенному обособлению интересов частных лиц и домохозяйств от интересов общества и системы общественного хозяйства, а, стало быть, формированию на этой основе новых, контрактных принципов общественной солидарности.
    Следует полагать, что культура традиционных обществ еще долгое время сопротивлялась подобным инновациям. Например, культура древних народов все еще могла обязывать человека возмещать полученный дар. Но она уже не была способна поддерживать мотивацию архаического человека, рассматривавшего такое возмещение в качестве верного способа сохранить свою независимость от дарителя. В новых условиях лучшие гарантии независимости предоставляло богатство. Не случайно норма, предписывающая человеку обязанность отдариваться, стала закрепляться юридически, а за ее несоблюдение на нарушителя накладываются санкции, носящие – что характерно – вполне реститутивный характер. Например, в древненорвежском судебнике Гулатинга уже устанавливалось: «каждый имеет право (отобрать) свой подарок, если он не был возмещен лучшим платежом: дар не считается возмещенным, если за него не дано равного» [4, с. 418].
    О формировании «контрактной» составляющей мышления человека в ходе усложнения структуры архаического общества свидетельствуют ранние законодательные сборники. Примером документа, фиксирующего переходное состояние общества на пути от семейной общины к соседской, является Салическая Правда. Документ был составлен в начале VI века в период правления Хлодвига I и включал в себя 65 титулов, регламентирующих семейные, имущественные и обязательственные отношения, а также ответственность за правонарушения и уголовные преступления в королевстве салических франков.
    Большинство титулов Правды указывает на то, что в общественном сознании салических франков уже начали утверждаться принципы контрактных отношений. Например, один из них устанавливал: «все находящееся в черте дома, двора или изгороди рассматривалось салическими франками как тесная и неотъемлемая принадлежность данного домохозяйства и его обитателей и, значит, как объект их наиболее полного и безраздельного владения» [13, с. 61]. На охрану личного имущества была направлена норма, предусматривающая повышенную ответственность убийцы за совершение преступления в доме потерпевшего [10, с. 23]. Этому же способствовали также и тщательно прописанные процедуры розыска похищенного и «наложения руки» на похищенное и найденное имущество – anefang [6, с. 209; 16, с. 84–92].

    Список использованной литературы

    1. Боголюбов А.С. Дийа // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. С. 69–70.
    2. Ведров С.В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. М.: Университетская типография, 1877. 143 с.
    3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1907.
    4. Гуревич А. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009.
    5. Данилова Г.М. Возникновение феодальных отношений у франков VI–VII вв. Петрозаводск: Государственное изд-во Карельской АССР, 1959. 258 с.
    6. Егоров Д.Н. Сборник законодательных памятников древнего западно-европейского права. Выпуск первый. LexSalica. Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1906. 326 с.
    7. Карский Е.Ф. Русская Правда по древнейшему списку: Введение, текст, снимки, объяснения, указатели авторов и словарного состава. Л.: Акад. наук СССР, 1930. IV, 114 с.
    8. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. Т. I. М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1898. 712 с.
    9. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Сравнительное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 2. М.: Типография В. Гатцук, 1886. 432 с.
    10. Левашова М. Уголовное право Русской Правды сравнительно с Салической // Труды слушательниц Одесских высших женских курсов. Т. 1. Вып. 2. Одесса, 1911. С. 1–32.
    11. Леонтович Ф.И. О значении верви по Русской Правде и Полицкому Статусу сравнительно с задругою юго-западных славян. Ж. М. Н. Пр., 1867.
    12. Мэйн Г. Древнейшая история учреждений: лекции / пер. с англ. М.: Красанд, 2011. 320 с.
    13. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. 536 с.
    14. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. Вып. 5 / гл. ред. Я.И. Кузьминова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.
    15. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т. 1. М., 1838.
    16. Фишлер Л.Я. Гражданское право в Салической Правде: дис. … канд. юрид. наук. Львов: Львовский государственный университет имени И. Франко, 1950. 312 с.
    17. Badar M.E. The Concept of Mens Rea in International Criminal Law: The Case for a Unified Approach. Oxford and Portland, Oregon: Hart Publishing, 2013. 540 p.
    18. Service E.R. Primitive Social Organization: An Evolutionary Perspective. 2nd ed. New York: Random House, 1971. 282 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2