ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Критерии оценки качества оказания медицинских услуг

Criteria of Medical Services Quality Assessment



И.Е. Рыбальченко
Ю.В. Чуянов
I.E. Rybal’chenko
Y.V. Chuyanov
111639@mail.ru
ot.markering2012@yandex.ru
генеральный директор Государственного автономного учреждения «Гормедтехника», доктор экономических наук, доцент
главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская стоматологическая поликлиника № 46 Департамента здравоохранения города Москвы»
Director General, State Autonomous Institution Gormedtekhnika, Doctor of Economics, Associate Professor
Head Physician, Moscow State Budgetary Healthcare Institution, Children’s Dental Clinic #46, Department of Health of the City of Moscow
Москва
Москва
Moscow
Moscow

Ключевые слова:

  • здравоохранение
  • медицинские услуги
  • некачественная медицинская помощь
  • уровень качества
  • риски причинения вреда
  • виды медицинских ошибок
  • безопасность пациента
  • процедуры расследований
  • законодательство
  • Keywords:

  • healthcare
  • medical services
  • poor health services
  • risks of causing harm
  • types of clinical errors
  • patient safety
  • procedures of investigation
  • legislation
  • В современной экономике здравоохранения сложилась некоторая неопределенность и противоречивость в практическом употреблении понятия «качество медицинских услуг», что, в частности, проявляется при сравнении ситуации в России с ситуацией в странах с развитой рыночной экономикой, где проблема врачебных ошибок существует и регламентируется много лет. Особе внимание в статье обращено на подходы Всемирной организации здравоохранения, определяющие понятие «качество медицинских услуг», которые со временем существенно эволюционировали. Цель статьи – актуализировать данную проблему, сформировать понятийный аппарат ее исследования, разработать научные подходы к определению уровня качества медицинских услуг и на основе применения метода причинно-следственных связей и других сформировать стратегический вектор дальнейшего развития российской практики минимизации рисков медицинского вмешательства для пациентов, совершенствования ее законодательного обеспечения в этой сфере.

    In the modern healthcare economics there currently exists some uncertainty and controversy in the use of the concept of «medical services quality» which becomes quite evident in particular while comparing the situation in Russia with the relevant situation in the developed market economy countries wherein the clinical error problem does exist yet has been regulated for many years. Particular attention in the article is drawn to the World Health Organization approaches determining the concept of medical services quality which have substantially evolved over time. The purpose of the article is to update the issue under the study, to form a conceptual framework aimed at its further research, to develop scientific approaches to determining the level of medical services quality. The final objective is to create a strategic causal relationships linking based direction for further development of the Russian practices of minimizing risks of medical intervention and to improve legal regulation in this area.

    Обзор статьи

    Проблема качества медицинских услуг – одна из актуальных на уровне российского законодательства и дальнейшей ее теоретической проработки. Очевидно, что все медицинские услуги разнородны по своему качеству, которое может чисто теоретически варьироваться от ненадлежащего (нанесение вреда здоровью пациента некомпетентными действиями или отсутствие пользы для здоровья) до высочайшего (как достижения максимально возможного эффекта с достижением пациентом максимального возможного возраста). Как справедливо замечает Л.Т. Гибадуллина, «практически любая медицинская услуга в принципе обладает риском причинения вреда самим медицинским вмешательством» [5]. А Е.Е. Румянцева, характеризуя обстановку, предлагает ее рассматривать в категориях медико-демографического кризиса и выхода из него [10].
    При этом проблема качества медицинских услуг пока не урегулирована ни на теоретическом, ни на практическом уровне. По нашему мнению, заслуживает внимания подход Ю.И. Растовой и М.А. Растова, которые предлагают исследовать генезис понятий науки управления через исследование истоков зарождения того или иного научного направления, его исторического развития через призму смены теорий, современное состояние и перспективы развития [9, с. 6–7]. К этому можно добавить выявление дискуссионной составляющей понятийного аппарата и наличие данной дискуссионности (как противоречивости) в действующем законодательстве.
    По данным, представленным в публикации к.м.н., заслуженного врача Республики Бурятия, главного врача ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Министерства здравоохранения Республики Бурятия Е.Ю. Лудуповой, ежегодно во всем мире происходит 43 млн медицинских ошибок [6].
    К ним относятся:
    - диагностические ошибки (неправильное установление диагнозов);
    - медикаментозные (связанные с неправильным назначением и использованием лекарственных препаратов);
    - хирургические (удаление здорового органа или органа, поддающегося терапевтическому лечению);
    - госпитальная пневмония (ненадлежащее содержание пациента в больнице, который в результате этого заболевает и часто умирает от пневмонии);
    - инфекционная (заражение пациентов инфекциями в медицинских учреждениях – 7% госпитализированных пациентов в странах с высоким уровнем дохода и не менее 10% – в развивающихся странах могут быть заражены как минимум одной инфекцией в ходе оказания им медицинской помощи [3, с. 67]);
    - лабораторные (предоставление неправильных данных анализов крови, мочи и др. в ходе проведения некачественными реагентами или их фальсификация с целью экономии затрат на проведение анализа вообще);
    - терапевтическая (установление врачом неправильного режима питания и диеты, неправильного образа жизни);
    - ошибки ухода (возникновение у пациентов пролежней).
    Только в США от врачебных ошибок умирают, по разным оценкам, от 210 тыс. до 440 тыс. пациентов в год. Общее же число случаев причинения вреда здоровью пациентов вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи в США, по материалам доклада, достигает более миллиона в год. В 1996 г. в Британское национальное агентство по безопасности пациентов (NPSA) поступило более 24 тыс. сообщений о больных, получивших неправильную медицинскую помощь [14]. Каждый десятый в общественных больницах Новой Зеландии страдает от предотвратимых медицинских ошибок (в Австралии – каждый девятый). В Австралии ежегодно фиксируется около 30 000 случаев причинения серьезного вреда здоровью пациентов, приводящих к временной или стойкой нетрудоспособности [16].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2901.
    2. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 г. № 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года») // Собрание законодательства РФ. 2019. 19 августа. № 33. Ст. 4850.
    3. Совместный доклад Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка «Предоставление качественных услуг здравоохранения: обязательное условие всеобщего охвата услугами здравоохранения на мировом уровне». Женева, 2019.
    4. Вуйнович М. Безопасность пациентов: основной элемент качества здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения. Презентация доклада. 3 декабря 2018. 16 с. URL: http://roszdravnadzor.ru/i/upload/files/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE/03.12.2018/%D0%92%D1%83%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
    5. Гибадуллина Л.Т. О проблеме правового статуса плода как пациента // Медицинское право. 2017. № 5. С. 19–24.
    6. Лудупова Е.Ю. Врачебные ошибки. Литературный обзор // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 2.
    7. Мисюлин С.С., Борисов Д.А. Качество медицинских услуг как категория частных (потребительских) предпочтений // Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». 2010. № S1. С. 31–32.
    8. Мурашко М.А., Панин А.И. Резервы снижения смертности и увеличения продолжительности жизни (по материалам конференции «Медицина и качество-2018») // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 1. С. 4–24.
    9. Растова Ю.И., Растов М.А. Риск-менеджмент. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 84 с.
    10. Румянцева Е.Е. Мониторинг национальных систем здравоохранения // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 2. Т. 62. С. 92–99.
    11. Румянцева Е.Е. Факторы медико-демографического кризиса в стране // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. 2004. № 4. С. 86–88.
    12. Серегина И.Ф. Качество медицинской помощи как основа общественного здоровья // Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». 2010. № S1. С. 2–3.
    13. Третьяков А.А., Сертакова О.В., Дудин М.Н. Государственное регулирование здравоохранения и качество медицинских услуг как составляющая социальной функции государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 72. С. 188–209.
    14. Фоменко А.Г. Системы отчетности о медицинских ошибках и неблагоприятных событиях в здравоохранении – важнейший элемент укрепления безопасности пациентов // Медицинские новости. 2012. № 5.
    15. Medical Tourism Index: [site]. URL: https://www.medicaltourismindex.com/overview/destination-ranking/ (дата обращения: 12.12.2019).
    16. Wilson R.M., Runciman W.B., Gibberd R.W. [et al.]. The Quality in Australian Health Care Study // Med. Journal of Australia. 1995. Vol. 163. P. 458–471.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2