ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Цели, задачи и инструменты реализации национального проекта «Наука»

Objectives, Purposes and Instruments of Implementation of «Science» National Project



С.Е. Горчаков
S.E. Gorchakov
dir@pnpi.nrcki.ru
директор Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Director, B.P. Konstantinov Saint-Petersburg Nuclear Physics Institute, National Research Center «Kurchatov Institute»
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • научные исследования
  • научные разработки
  • научно-технологическое развитие
  • национальный проект «Наука»
  • федеральный проект
  • Keywords:

  • scientific studies
  • scientific research
  • scientific and technological development
  • «Science» national project
  • federal project
  • В статье анализируются перспективы реализации национального проекта «Наука». Описываются ключевые цели проекта для научного и технологического обеспечения реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне и определенных в документах стратегического планирования. Подчеркнуто значение эффективной работы функциональной структуры в ходе инициирования, подготовки, реализации и завершения федеральных и региональных проектов и государственных программ. Обоснована необходимость совершенствования подходов в управлении реализацией национального проекта «Наука».

    The article focuses on the prospects of implementation of «Science» national project. Particular attention is drawn to describing the key objectives of the project for the scientific and technological support aimed to ensure fulfillment of the aims and objectives of national priority which are developed within a goal setting framework at the federal level and which are defined in the relevant documents of strategic planning. The importance of efficient performance of functional structure is highlighted with regard to the processes of initiating, planning, implementing and completing the federal and regional projects along with government programs. The author substantiates the need for improving approaches and methods of «Science» national project management.

    Обзор статьи

    Обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышение уровня жизни, самореализации каждого человека являются национальными целями Российской Федерации на период до 2024 года, сформулированными в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года [1].
    Среди 13 национальных проектов, призванных обеспечить достижении этих целей, – проект «Наука», рассчитанный до конца 2024 года, с бюджетом 636,0 млрд руб., 404,8 из которых – средства федерального бюджета.
    Согласно паспорту проекта, разработанному Минобрнауки России и утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), необходимо обеспечить наше присутствие в числе лидеров научных исследований и разработок в приоритетных областях научно-технологического развития при соответствующем увеличении внутренних затрат, привлечении ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей [3]. Семь приоритетов научно-технологического развития перечислены в п. 20 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» [2].
    Следует заметить, что сегодня достаточно строго определено понятие ведущий ученый – «исследователь, имеющий за последние два года не менее 1 статьи в изданиях первого и второго кварталах, индексированных в международных базах данных, или не менее 1 патента на изобретение за рубежом» [3].
    Обращаясь к анализу целевых показателей национальных проектов, следует руководствоваться положением, согласно которому значения этих и дополнительных показателей либо рассчитывались по принятым в международной практике методикам, либо определялись по данным официальной статистики [6].
    В ходе реализации проекта предстоит подняться с 11 на 5 место в мире по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных, по проблемам приоритетных областей научно-технологического развития; с 8 на 5 место – в общем числе заявок на получение патентов на изобретения в этих областях, а также сохранить 4 место по численности исследователей среди ведущих стран мира (по данным ОСЭР).
    О повышении привлекательности работы в российских научных организациях должны свидетельствовать следующие индикаторы:
    – численность сотрудников, имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных;
    – доля исследователей моложе 39 лет должна вырасти до 50,1% с 27,5% (по оценке на конец 2016 г.).
    Опережающий рост внутренних затрат на научные исследования и разработки по сравнению с ростом ВВП будет являться индикатором привлекательности этой сферы для бизнеса и приоритетного значения для государства.
    Определяющими факторами успеха реализации национальных проектов является наличие функциональной структуры проектной деятельности в Правительстве РФ, положения о ее организации, а также мобилизации уже апробированного механизма государственных программ для выполнения задач национальных проектов [5; 6]. Включение проектного подхода в правовое поле достижения национальных целей сориентировано, по мнению специалистов, на интеграцию национальной экономики в мировое хозяйство [11].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 444) // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 06.01.2020).
    2. Указ Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 года «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 06.01.2020).
    3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам № 16 от 24 декабря 2018 года «Паспорт национального проекта "Наука"» // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/info/35565/ (дата обращения: 06.01.2020).
    5. Постановление Правительства РФ № 377от 29 марта 2019 года «Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Постановление Правительства РФ № 1288 от 31 октября 2018 года «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (ред. от 30.07.2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Горбунов Ю.В. Организационно-экономические механизмы использования вузовских научных разработок промышленными предприятиями // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 602.
    8. Кузнецов С.В., Растов М.А. Инновационная деятельность компаний с государственным участием: стратегический контекст. СПб.: ГУАП, 2015. 171 с.
    9. Обеспечение реализации национальных проектов на региональном уровне: материалы семинара-совещания руководителей аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Аналитический вестник. 2019. № 14 (728). Часть 1. URL: http://council.gov.ru/media/files/eoqAP6En2AenIjBWVRsAny4HaBL7nqDT.pdf (дата обращения: 06.01.2020).
    10. Суслов Е.Ю., Растова Ю.И. Технологии интеграционных решений в инновационном сотрудничестве на пространстве ЕАЭС // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 87–90.
    11. Усманова Т.Х., Исаков Д.А., Фадейкина Н.В. Приоритеты и цели государственной политики России в области научно-технологического развития // Сибирская финансовая школа. 2019. № 2 (133). С. 8–14.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2