ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Европейская модель обеспечения военной безопасности

European Model of Ensuring Military Security



А.А. Ковалев
Andrei Kovalev
senator23@yandex.ru
преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Института ФСБ
teacher at the Department of Criminal Law of Institute of Federal Security Service
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается Европейская модель обеспечения военной безопасности. Представлены документы, на основании которых выработаны единые подходы в сфере безопасности. Европейский союз в рамках реализации европейской стратегии безопасности особое место уделяет налаживанию взаимодействия с ведущими международными организациями, такими как НАТО, ООН и ОБСЕ. Важным преимуществом Евросоюза являются инструменты оказания влияния экономического принуждения или поощрения в отношении конфликтующих сторон.
We look at European model of ensuring military security. Documents which served as the basis for developing common approaches to security sphere are given. The European Union when implementing the European security strategy gives a special place to establishing cooperation with such leading international organizations as NATO, the United Nations Organization, the Organization for Security and Co-operation in Europe. Tools of economic enforcement or incentive towards countries involved in conflicts are considered as an advantage of the European Union.

Ключевые слова:

  • безопасность
  • государство
  • власть
  • международные организации
  • война и мир
  • конфликт
  • Keywords:

  • security
  • state
  • authority
  • international organizations
  • war and peace
  • conflict
  • Обзор статьи

    Смещение вектора международных отношений в сторону Востока не только не означает уменьшение роли европейской системы безопасности в глобальной системе, а напротив, подчеркивает ее возрастающее значение в формировании глобальной системы безопасности. Оно определяется тем, что европейская система – это единственная сложившаяся, в отличие от других регионов, система безопасности, с уже сформировавшимся механизмом определения опасностей и угроз и их отражения. Политика обеспечения военной безопасности Европы основана на объединении усилий организаций и государств-членов в области международных отношений и безопасности, а также совместной реализации принятых решений в данных областях. В Едином европейском акте (1986) [3] была провозглашена идея согласования внешнеполитической деятельности стран Западной Европы начиная с 1991 года. В указанном документе были представлены лишь некоторые аспекты сотрудничества в данном направлении. После принятия в 1992 г. Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора) [1] были значительно расширены рамки общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Была декларирована необходимость объединения усилий членов организации (защита общих ценностей и интересов Европейского союза; укрепление безопасности организации и государств-участников всеми возможными способами; сохранение мира в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского заключительного акта и целями Парижской хартии), но не было конкретных предложений в этой области. В 1997 году в Амстердаме главами государств и правительств ЕС был сделан первый шаг, направленный на создание условий для проведения общей внешней политики и политики безопасности. Был внесен ряд поправок к Маастрихтскому договору. На Генерального секретаря Совета ЕС были возложены функции верховного правителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности. Он начал отвечать за подготовку и выполнение политических решений, а также вести политический диалог с «третьими» странами от имени ЕС. На Европейский союз была возложена миссия по проведению миротворческих, гуманитарных и спасательных операций («Петерсбергские задачи Западноевропейского союза»), уточнены направления деятельности на международной арене: 1. Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС должна проводиться на основе общих принципов, общих стратегий, совместных решений, а также постоянного взаимодействия стран-участниц в различных областях. Амстердамский договор в отличие от Маастрихтского предполагает, что политика военной безопасности является прерогативой ЕС в целом, а страны-участницы должны активно и безоговорочно выполнять принятые совместные решения. 2. Политика военной безопасности была распределена между различными институтами Евросоюза. К примеру, на Европейский совет на уровне глав государств (правительств) были возложены функции определения общей стратегии ЕС в вопросах внешней политики и политики безопасности, а также выработки решений при отсутствии единой позиции организации по важнейшим международным проблемам. В других случаях эту задачу выполняет Совет ЕС по общим вопросам и внешней политике в составе министров иностранных дел.

    Список использованной литературы

    1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихстский договор) от 7 февраля 1992 г. // Официальный сайт Европейского Союза. URL: http://europa.eu/eu-law/treaties/index_en. htm (дата обращения: 14.04.2013)
    2. Европейская стратегия безопасности // Совет Европейского Союза: [сайт]. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_ data/librairie/PDF/QC7809568RUC.pdf (дата обращения: 14.04.2013)
    3. Единый европейский акт. Люксембург, 1 февраля 1986 г. – Гаага, 28 февраля 1986 г. // Юридическая Россия: федеральный правовой портал. URL: http://low.edu.ru/ norm/norm.asp?normID=1375811 (дата обращения: 14.04.2013)
    4. Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1998. 462 с.
    5. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. М.: Вузовский учебник, 2009.
    6. Мир в условиях мира. Всеобщая безопасность в XXI в. М.: ИНИОН-М, 1990.
    7. Радиков И.В. Военная безопасность общества и государства: Политологический анализ: дисс. … д-ра полит. наук. СПб., 2000. 408 с.
    8. Радиков И.В. Архитектура безопасности в системе международных отношений: эволюция и перспективы обновления // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 4. С. 229–248.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2