ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Цифровая экономика: вызов или угроза экономической безопасности? Нормативный подход

Digital Economy: Challenge or Threat to Economic Security? Normative Approach



А.Н. Литвиненко
Ю.А. Лозина
A.N. Litvinenko
Y.A. Lozina
lanfk@mail.ru
1612ulia.l@mail.ru
профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Professor, the Department of Economic Security and Social Economic Processes Management, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Full Professor, Doctor of Economics
Senior Lecturer, the Department of Civil Law and Civil Procedure, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, PhD in Law, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • цифровая экономика
  • Стратегия экономической безопасности
  • вызовы и угрозы экономической безопасности
  • цифровизация
  • кибератака
  • кибербезопасность
  • киберпреступность
  • биобезопасность
  • нанотехнологии
  • блокчейн-технологии
  • инновационное развитие
  • криптовалюта
  • Keywords:

  • digital economy
  • economic security strategy
  • challenges and threats to economic
  • security
  • digitalization
  • cyberattack
  • cybersecurity
  • cybercrime
  • biosecurity
  • nanotechnology
  • block-chain technology
  • innovative development
  • cryptocurrency
  • Актуальность рассмотрения цифровой экономики в системе вызовов и угроз экономической безопасности определяется усилением цифровизации во всех сферах общественной жизни, важностью внедрения передовых информационных технологий для экономического роста страны, что влечет одновременное появление новых и генерирование имеющихся вызовов и угроз экономической безопасности. При этом самостоятельной задачей является проведение нормативного анализа разграничения имеющихся вызовов и угроз, в которых сегодня цифровая экономика занимает лидирующие позиции, и позиционирование ее самой как вызова или как угрозы экономической безопасности страны.

    The relevance of reviewing digital economy in the context of ongoing challenges and threats to economic security is based on the increased comprehensive digitalization in all spheres of public life. It also stems from the importance of introducing advanced information technologies to ensure economic growth of the country that results in immediate synchronous emergence of new challenges and threats to economic security as well as in generation of the ones already existing. At the same time there is a separate independent task dealing with performing normative analysis of the distinction between existing challenges and threats wherein digital economy has leading positions and also is deemed to be itself a challenge and threat to economic security.

    Обзор статьи

    На данный момент нет четкого понимания, что же представляет собой цифровая экономика, поскольку постепенно она становится неотделимой и незаменимой частью функционирования всей экономики в целом. На конференции ООН было озвучено, что различные технологии и экономические аспекты цифровой экономики в настоящее время могут быть разделены на три широких компонента: это цифровая экономика, в состав которой входят фундаментальные инновации (полупроводники, процессоры), основные технологии (компьютеры, телекоммуникационные устройства) и вспомогательные инфраструктуры (Интернет и телекоммуникационные сети) [15].
    Выступая на конференции, генеральный секретарь ООН Антонио Гутьеррес отметил важность дальнейшего исследования цифровой экономики для всего мирового сообщества, поскольку достижения цифровизации предоставили возможность получить небольшому количеству частных лиц, компаний и стран огромное богатство, что увеличило разрыв между странами-лидерами в области технологий и развивающимися, которые имеют ограниченный доступ к Интернету или не имеют его вовсе [15, с. 5].
    Вызовом для безопасности стран считает быстрое развитие цифровизации в своем докладе Мухиса Китуйи, генеральный секретарь Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию [15, с. 6].
    Приоритетным проектом национальной безопасности назвал Президент РФ цифровую экономику на совещании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам еще в июле 2017 г. [13].
    Итак, важность исследования цифровой экономики не вызывает сомнений, поскольку одновременно она является и приоритетным направлением экономического развития, и вызовом, и угрозой экономической безопасности государства.
    Можно сказать, что цифровая экономика – это определенная среда, где значительно расширен круг привычных субъектов экономических отношений, отсутствуют территориальные ограничения, сделки осуществляются в пределах бизнес-платформ с использованием новых технологий. При этом государства уже не могут влиять на экономическую деятельность субъектов в привычном для их понимания виде. Налаживать новые модели взаимодействия приходится на условиях, предлагаемых лидерами в сфере цифровизации.
    Осознавая отсутствие возможностей регулировать всестороннее техническое развитие в настоящее время, государства и мировые корпорации сосредоточились на факторах, которые уже причиняют ущерб их экономикам, и выразили готовность обмениваться данными о кибератаках [14, с. 24], что, несомненно, актуально, поскольку на обнаружение факта кибератаки сегодня требуется примерно три месяца [14, с. 26].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.08.2019).
    2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2902.
    3. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. № 4912 (88).
    4. Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 г. «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2030 года» // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf (дата обращения: 19.09.2019).
    5. Постановление Правительства РФ от 22.04.2019 г. № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы» // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/1FErVexYSoVYFduUn1tStWlLkyrkTEmu.pdf (дата обращения: 19.09.2019).
    6. Программа «Цифровая экономика». Утв. постановлением Правительства РФ 27.07.2017 г. № 1632-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 23.08.2019).
    7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/Z31ADuvq0eoXlknPdhwWRYl22ISdhpaS.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
    8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р // Министерство энергетики Российской Федерации: [сайт]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 01.10.2019).
    9. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: [сайт]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения: 19.09.2019).
    10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
    11. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года. Перспективы и рекомендации: обзор. 2018.03.29 // Документы и доклады: [сайт]. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
    12. Баталова А. Риск в сети. Исследование Ассоциации менеджеров России (АМП) // Российская газета. 2019. 7 октября. № 225. URL: https://rg.ru/2019/10/07/menedzhery-nazvali-glavnye-ugrozy-dlia-kompanij.html (дата обращения: 07.10.2019).
    13. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 05.07.2017 г. // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/5498 (дата обращения: 15.06.2019).
    14. Международный конгресс по кибербезопасности ICC-2019. Итоги // International Cybersecurity Congress: [сайт]. URL: https://icc.moscow/upload/doc/ICC_reports_RU.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
    15. Digital Economy Report – 2019 – Официальный доклад «Цифровая экономика–2019: Создание и захват стоимости: последствия для развивающихся стран». Конференция ООН по торговле и развитию // UNCTAD: [сайт]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
    16. WTAS: Business Leaders Pledge to Create More Opportunities for Workers Across the Country // WAS: лидеры бизнеса обещают создать больше возможностей для работников по всей стране // The White House: [сайт]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/wtas-business-leaders-pledge-create-opportunities-workers-across-country (дата обращения: 01.10.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2