Конституционный Суд Российской Федерации как объект общественного контроля (конституционно-правовой анализ)

Constitutional Court of Russian Federation as Object of Public Control (Constitutional and Legal Analysis)



В.В. Гончаров
V.V. Goncharov
login2000gvv@mail.ru
доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет им. И.Т. Трубилина», кандидат юридических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Public and International Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, PhD in Law, associate professor
Краснодар
Krasnodar

Ключевые слова:

  • Конституционный Суд
  • Российская Федерация
  • объект
  • общественный контроль
  • народовластие
  • конституционные принципы
  • современные проблемы
  • правовой статус
  • гражданское общество
  • оптимизация
  • Keywords:

  • constitutional court
  • Russian Federation
  • object
  • public control
  • democracy
  • constitutional principles
  • modern problems
  • legal status
  • civil society
  • optimization
  • В статье исследуются современные проблемы, связанные с возможностью осуществления общественного контроля в отношении Конституционного Суда Российской Федерации. Автор обосновывает положение о том, что в качестве объекта общественного контроля выступает деятельность, акты и принимаемые решения Конституционного Суда России. При этом механизм осуществления общественного контроля в отношении данного федерального органа судебной власти требует детализации и закрепления в действующем законодательстве путем дополнения Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» отдельной главой, посвященной порядку, условиям и пределам организации и осуществления общественного контроля в отношении Конституционного Суда Российской Федерации.

    We look at relevant problems concerning public control over the Constitutional court of the Russian Federation. We prove that the activity, acts and decisions of the Constitutional court of Russia should be objects of control. Thus, the mechanism of public control over the body in question requires specification and formalization in the legislation by amending the Federal constitutional law of 21.07.1994 № 1-FKL "On the Constitutional court of the Russian Federation". We suggest adding a separate chapter devoted to the order, conditions and limits of public control over the Constitutional court of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Введение. Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, связанных с возможностью осуществления общественного контроля в отношении Конституционного Суда Российской Федерации. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования института общественного контроля в Российской Федерации. Цель исследования: обосновать правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации как объекта общественного контроля, выявив современные проблемы, связанные с возможностью его осуществления, обосновав пути их разрешения, для того, чтобы обеспечить оптимальную организацию и функционирование данного института гражданского общества. Задачи исследования: 1) дать определение понятиям «общественный контроль» и «объекты общественного контроля» в Российской Федерации; 2) провести анализ проблем, связанных с закреплением в законодательстве России понятия и перечня объектов общественного контроля; 3) исследовать точки зрения в российской научной литературе относительно возможности и необходимости осуществления общественного контроля в отношении Конституционного Суда Российской Федерации; 4) обосновать изменения и дополнения в действующее законодательство в части закрепления правовой основы общественного контроля в отношении Конституционного Суда Российской Федерации.
    Основная часть. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. При этом, Основной закон страны особо подчеркивает недопустимость присвоения власти в России, принадлежащей народу (путем захвата власти или присвоения властных полномочий), под угрозой преследования по федеральному закону (вплоть до применения к нарушителям данной конституционно-правовой нормы мер уголовной ответственности).
    Данные конституционно-правовые принципы народовластия и участия общества (народа) в управлении делами государства для своего реального воплощения на практике требуют закрепления и реализации в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве конституционно-правовых гарантий, представляющих собой единообразную систему действующих на территории всей страны обязательных условий, принципов, методов, приемов и механизмов, позволяющих обеспечить: полноценную реализацию конституционно-установленных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, их защиту и восстановление в случае нарушения (в том числе и посредством деятельности национальных и международных органов правосудия); повышение в обществе ценности института права; поднятие уровня правовой культуры населения; формирование непримиримости к любым типам нарушений правовых предписаний.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 19 декабря. № 273.
    2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. № 8. Ст. 366.
    3. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 30 июля. № 30. Ст. 1792.
    4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Доступ из справ.-информ. системы «Гарант».
    5. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. 6 января. № 1. Ст. 1.
    7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. 4 июня. № 23. Ст. 2277.
    8. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. 4 февраля. № 5. Ст. 375.
    9. Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. 11 апреля. № 15. Ст. 1277.
    10. Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. 16 июня. № 4. Ст. 2789.
    11. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. 3 января. № 1. Ст. 15.
    12. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. 3 января. № 1. Ст. 2.
    13. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. 14 февраля. № 7. Ст. 900.
    14. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 23 июля. № 6435 (163).
    15. Гончаров В.В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 4. Права знаўства. 2019. Т. 9. № 1. С. 28–36.
    16. Гончаров В.В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: монография / Академия труда и социальных отношений. М., 2019. 256 с.
    17. Гончаров В.В., Ковалёва Л.И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2009. № 1. С. 72–75.
    18. Грецой Д.А. Объекты общественного контроля: конституционно-правовые основы. Улан-Удэ, 2018. 185 с.
    19. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 154–160.
    20. Гриб В.В. Органы судебной власти как особый объект общественного контроля // Российский судья. 2016. № 8. С. 35–41.
    21. Левичев К.С. Объекты общественного контроля: конституционно-правовой анализ: монография. Казань, 2019. 109 с.
    22. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 108–110.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2