ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методические аспекты применения менеджмента знаний при подготовке специалистов высшей квалификации

Methodological Aspects of Applying Knowledge Management in Training High-Skilled Specialists



М.Г. Ковязина
О.В. Алексеева
Marina Kovyazina
Olga Alexeeva
marinaxim@rambler.ru
marinaxim@rambler.ru
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат психологических наук
преподаватель кафедры маркетинга АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат юридических наук
senior lecturer at the Department of Management of Social and Economic Processes of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Psychology
teacher at the Department of Marketing of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina
Рассмотрены методические аспекты применения управления знаниями в вузе. Уточнены особенности использования карт знаний при подготовке специалистов высшей квалификации
We consider methodological aspects of knowledge management at higher education institutes. We specify certain points concerning the use of mind maps when training high-skilled specialists.

Ключевые слова:

  • менеджмент знаний
  • сообщества практики
  • карты знаний
  • управление вузом
  • Keywords:

  • knowledge management
  • mind maps
  • communities of practice
  • management of institute of higher education
  • Обзор статьи

    Сегодня интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются основной ценностью и решающим фактором конкурентноспособности организаций. Накопление, развитие интеллектуальных ресурсов и управление ими становятся важнейшей задачей как для государств, так и для отдельных предприятий. Конкурентное преимущество в настоящее время основывается на обладании требуемыми знаниями и навыками, а не на праве собственности на материальные ресурсы. Лучшие компании направляют сегодня, по крайней мере, треть своих инвестиций в неосязаемые активы, например, в обучение работников, исследования и развитие, приобретение патентов и лицензий, создание брендов [2]. Инвестиции в создание новых знаний являются главной предпосылкой для выживания на мировом рынке. Управление знаниями все больше и больше становится предметом обсуждения интересов как бизнес индустрии, так и сферы высшего образования. Вузы занимают важную экономическую позицию в обществе – являются и работодателями, и источниками процессных инноваций, и источниками развития человеческого капитала. Фактически, редкость, ценность и трудность воспроизводства неосязаемого человеческого капитала может быть главным источником устойчивых конкурентных преимуществ в будущем [3]. Прогнозирование, планирование и адаптация к изменениям являются неотъемлемыми от организаций, которые хотят сохранить конкурентоспособность. Таким образом, существование качественных и жизнеспособных организаций сферы высшего образования является одной из основ роста благосостояния региона и страны в целом. Управление знаниями все чаще рассматривается как приоритетная сфера интересов правительства, бизнеса и организаций сферы высшего образования. Именно менеджмент знаний, направленный на эффективное управление процессами создания, получения, хранения, передачи знаний, обеспечивает формирование длительного конкурентного преимущества организации. Для эффективной деятельности вузам необходимо совершенствование методических аспектов управления знаниями, которое способствует повышению их роли и значения в региональном развитии. Подготовка специалистов высшей квалификации к достижению успеха в экономике, основанной на знаниях, требует интегрированной образовательной среды, которая поощряет креативность и ориентирует на обучение в течение всей жизни. Перед вузами встает проблема подготовки студентов, способных конкурировать в обществе, основанном на знаниях, что при этом данный процесс усложняется в связи с глобализацией. Эта проблема требует от вузов постоянно развивать, исследовать, анализировать и прогнозировать возможности и угрозы внешней среды [4].

    Список использованной литературы

    1. Hayes D., Wynard R. The McDonaidization of higher education. Westport – CT: Greenwood Publishing Group, 2002.
    2. Jurše M. Evolution of traditional university business school into market-oriented knowledge provider // TRŽIŠTE. 2010. Vol. XXII. Р. 167–188.
    3. Moss G., Kubacki K., Hersh M., Gunn R. Knowledge management in higher education: A comparison of individualistic and collectivist cultures // European Journal of Education. 2007. № 42. Р. 377–394.
    4. Stukalina Y. How to prepare students for productive and satisfying careers in the knowledge-based economy: Creating a more efficient educational environment // Technological and Economic Development. 2008. № 14. Р. 197–207.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2