ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Практическая реализация идей «поведенческой экономики» на примере распоряжения пенсионными накоплениями

Practical Implementation of Behavioral Economics by the example of Pension Savings Management



А.В. Сергейчук
A.V. Sergeichuk
sergeitchouk@ya.ru
начальник отдела аналитики и организации деятельности обособленных подразделений, Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», кандидат экономических наук, доцент
head of the Department of Analytics and Organization of Activity of Economically Autonomous Subdivisions, Multifunctional Centre of Governmental and Municipal Services, PhD in Economics, associate professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • поведенческая экономика
  • потребительский выбор
  • концепция подталкивания (nudge)
  • государственные услуги
  • распоряжение пенсионными накоплениями
  • Keywords:

  • behavioral economics
  • consumer choice
  • nudge theory
  • governmental services
  • pension savings management
  • Данная статья посвящена анализу и оценке сложившихся реалий и возможностей реализации идей «поведенческой экономики» на примере распоряжения пенсионными накоплениями, а также оценке перспектив внедрения в российскую практику предоставления государственных услуг элементов поведенческой экономики и концепции «подталкивания» (nudge).
    Дан общий обзор поведенческой экономики в сравнении с классической экономической теорией. Рассмотрены проблемы, сопутствующие потребителю государственных услуг в сфере распоряжения пенсионными накоплениями, сформированный в этих целях технологический, методический и нормативный инструментарий. Автором проведено исследование негосударственных и государственных информационных источников, заявляемых в качестве поддержки граждан – получателей услуг.
    В заключении сформулированы выводы о перспективах преобразований в сфере государственных услуг, включающих в себя механизмы выбора, рационального выбора заявителем моделей поведения, в системе государственного управления Российской Федерации.

    The research is devoted to analyzing and assessing the reality and possibilities of implementing behavioral economics by the example of pension savings management as well as assessing the prospects of the introduction of elements of behavioral economy and nudge theory in Russian practice of governmental services provision.
    We make a general review of behavioral economics in comparison with classic economic theory. We consider problems facing the consumer of governmental services in pension savings management and look at the technological, method and normative tools provided. We study non-governmental and governmental sources of information aimed at supporting the consumers of services.
    We make conclusions about the prospects of transformations in the sphere of governmental services including the mechanisms of choice, rational choice of behavior mechanisms in the system of the state government of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Статья обусловлена реальным жизненным примером. Автор при подписании договора с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) на опыте удостоверил теорию, согласно которой при принятии решений над индивидом довлеет множество затруднительных в учете факторов, определяющих принятие в значительной степени не оптимальных решений. Индивиды, потребители услуг или товаров, участники социально-экономических отношений не обладают, как правило, всей требуемой и даже доступной информацией о предмете своего выбора и способностью принять лучшее для них решение.
    Существует ряд исследований, авторы которых пришли к выводу о неправдоподобности ранее господствовавших идей об «идеальном потребителе», делающим свой выбор на основе рационального соотнесения всех существующих в области принятия решения альтернатив. Соответственно, выбор этого «идеального потребителя» должен бы быть лучшим для него и стимулировать лучшие предложения на рынке. Хороший производитель (поставщик) получит приоритет, быстрее реализует свое предложение, максимизирует прибыль, расширится и побудит рынок следовать лучшим практикам.
    В реальности описанная идиллия несбыточна. Потребитель не обладает объективной информацией и специальными компетенциями, чтобы профессионально исследовать и соотнести все предложения на рынке с учетом всевозможных обстоятельств и условий. Потребитель следует доступной, понятной ему, а, как правило, навязываемой информации и обращается к мнению лиц и организаций, кажущихся или представляемых ему экспертами.
    Производители (поставщики) в основной массе уже поняли, что важно не качество, не цена, а реклама и «эксперты». Их продукты зачастую близки по потребительским свойствам или, что более верно, воспринимаются потребителями в качестве равно полезных. Производитель (поставщик) предпочитает «покупку» информационных ресурсов и «экспертных мнений» взамен малоэффективным улучшениям товара. Происходит коренное искажение классической теории. Рынок начинает стимулировать не «лучших», а «кажущихся лучшими». Нарушается идея саморегуляции. Соревнуются не практики, а PR.
    Отрасли экономики, социальной сферы, политики близки, и описанные явления распространены во всех. В политике побеждают популисты, в социальном обслуживании – антураж. Неважен оказывается результат лечения при обращении к врачу. Значимее то, что исключены неудобства ожидания, дискомфорт лечения и общения с персоналом, а лечение завершилось заверением, что результат оптимален для имеющегося состояния. Получателю услуги сложно самостоятельно объективно оценить потенциал работы почки (желудка, сердца и пр.) в конкретных условиях возраста, ритма жизни, перенесенных заболеваний и экологии. Он вынужден верить, что даже сохранение мучивших симптомов – лишь обманчивое ощущение, естественное для его случая. Внутри же все проверено и работает.

    Список использованной литературы

    1. Голодникова А.Е., Цыганков Д.Б., Юнусова М.А. Потенциал использования концепции «nudge» в государственном регулировании «Вопросы государственного и муниципального управления // PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES. 2018. № 3. URL: https://vgmu.hse.ru/data/2018/10/12/1155711654/Голодникова,%20Цыганков,%20Юнусова%203-2018.pdf
    2. Государство как платформа: Люди и технологии / под ред. М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2019. С. 111. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf (дата обращения: 31.03.2019).
    3. Марка качества: [сайт]. URL: http://markakachestva.ru/rating-of/2374-rejting-nadezhnosti-npf.html (дата обращения: 22.03.2019).
    4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»/Научно-учебные лаборатории/Международная лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики/Поведенческая экономика: [сайт]. URL: https://epee.hse.ru/pov (дата обращения: 22.03.2019).
    5. Неофициальный сайт Пенсионного фонда РФ. URL: https://pfrf-kabinet.ru/rejting-npf-rossii-po-dohodnosti (дата обращения: 22.03.2019).
    6. Онлайн журнал для пенсионеров NPFRATE.RU: [сайт]. URL: https://npfrate.ru/rejting-npf/rating-npf-2019.html (дата обращения: 22.03.2019).
    7. Официальный портал Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: https://kabinet-pfrf.ru (дата обращения: 22.03.2019).
    8. Официальный портал Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: https://kabinet-pfrf.ru/узнать-накопления-в-пенсионном-фонде/ (дата обращения: 22.03.2019).
    9. Портал государственных услуг Российской Федерации. URL: https://www.gosuslugi.ru/257013 (дата обращения: 22.03.2019).
    10. Портал государственных услуг Российской Федерации. URL: https://www.gosuslugi.ru/257013/29/info (дата обращения: 22.03.2019).
    11. Самое-самое в мире. Рейтинги. Топ листы. Списки // Basetop.ru: [сайт]. URL: https://basetop.ru/reyting-npf-rossii-2018-po-nadezhnosti-i-dohodnosti/ (дата обращения: 22.03.2019).
    12. Sunstein C. Nudges.gov: Behavioral Economics and Regulation (February 16, 2013). Forthcoming, Oxford Handbook of Behavioral Economics and the Law (Eyal Zamir and Doron Teichman eds.). URL: https://ssrn.com/abstract=2220022 (дата обращения: 22.03.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2