ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о необходимости трансформации стратегии развития си-стемы образования региона в условиях цифровой экономики

On Need to Transform Strategy of Developing Regional Educational System under Digital Economy



Н.В. Васильева
Д.А. Заборовский
N.V. Vasilyeva
D.A. Zaborovskiy
smirnovanv79@mail.ru
denchic4@mail.ru
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
аспирант, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
post-graduate student, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • цифровая экономика
  • цифровизация
  • «4-D» роботизация
  • концепция «Industry 4.0»
  • Keywords:

  • digital economy
  • digitalization
  • 4-D robotization
  • Industry 4.0
  • В статье дана краткая характеристика развития системы образования региона в условиях цифровизации. Отдельное внимание уделено кадровой составляющей цифровой экономики, в качестве базовых элементов формирования среды цифровой экономики указываются кадры и образование, а также формирование цифровых компетенций у населения.

    We offer a brief characteristic of the development of regional educational system under digitalization. Special attention is paid to the personnel component of digital economy; we see personnel and education as well as instilling digital competencies in population as basic elements of developing digital economy environment.

    Обзор статьи

    Изменения, связанные с формированием нового технологического уклада, затрагивают все стороны жизни общества, оказывают существенное воздействие на экономические взаимоотношения, на рынок труда. Концепция «Industry 4.0» предполагает не просто активизацию инновационной деятельности, а кардинальную трансформацию производительных сил. Активно о четвертой промышленной революции стали говорить, начиная со второго десятилетия 21 века. Специалисты выделяют такие базисные черты этого уклада (или принципы концепции), как: возможность совмещать функции человека и технических устройств во взаимодействии через интернет; прозрачность информации; возможность создания виртуальной копии реального мира; возможность оперирования большими базами данных; цифровизация взаимодействий; применение технических систем для выполнения работ (роботизация); способность технических систем к самообучению и принятию решений [4].
    Большинство стран принимает различные программы и концепции, связанные с новым технологическим укладом, поскольку последний по-новому ставит вопросы о межстрановой и межрегиональной конкуренции. В самом деле, конкурентные преимущества приобретут те страны и регионы, которые смогут воспользоваться открывающимися возможностями и адаптировать к нему свой рынок труда и систему образования.
    В России в 2017 году была принята программа «Цифровая экономика», в содержании которой отражена попытка ответа на новые вызовы [1]. Программа предполагает «создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов <…>, предотвращение появления новых препятствий и ограничений; повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей, так и экономики в целом».
    Отдельное внимание уделено кадровой составляющей цифровой экономики, в качестве базовых элементов формирования среды цифровой экономики указываются кадры и образование, а также формирование цифровых компетенций у населения.

    Список использованной литературы

    1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
    2. Пахомов Ю. Построение цифровой экономики: что может дать система профессионального образования? // ItWeek цифровая трансформация. 09.08.2017: [сайт]. URL: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=196685 (дата обращения: 10.01.2019).
    3. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: колл. монография. Нижний Новгород, 2018. URL: http://scipro.ru/conf/monograph_digital_economy.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
    4. Тарасов И.В. Индустрия 4. 0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. 2018. № 6 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-4-0-ponyatie-kontseptsii-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 10.01.2019).
    5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2016 (Top Business Awards) 2016. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Pages/Промышленность/К.%20Шваб_Четвертая%20промышленная%20революция_2016.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
    6. Юдина Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики российской Федерации: Pro y contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-sovremennogo-razvitiya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii-pro-y-contra (дата обращения: 14.01.2019).
    7. Marr B. The 4 Ds Of Robotization: Dull, Dirty, Dangerous And Dear. October, 2017. Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2017/10/16/the-4-ds-of-robotization-dull-dirty-dangerous-and-dear/#73c805f73e0d (дата обращения: 05.01.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2