ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Влияние деловой репутации на показатели финансовой устойчивости организации

Influence of Business Reputation Over Financial Sustainability Indica-tors



Э.Ч. Цыденова
E.Ch. Tsydenova
erpun08@mail.ru
доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Accounting and Statistics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, Associate Professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • деловая репутация
  • гудвилл
  • финансовая устойчивость
  • оценка
  • международные стандарты финансовой отчетности
  • стандарты бухгалтерского учета
  • Keywords:

  • business reputation
  • good will
  • financial sustainability
  • assessment
  • international standards if financial statements
  • standards of book keeping
  • Статья структурирована в логическом порядке от общего к частному. В вводной части дается определение понятий финансовая устойчивость, деловая репутация, гудвилл. Затем в основной части проведен сравнительный анализ оценки деловой репутации в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности. Проанализированы основные показатели оценки финансовой устойчивости и влияние на них деловой репутации организации. В заключение автор делает вывод о том, что деловая репутация косвенно оказывает влияние на значение практических показателей финансовой устойчивости.

    The structure of the article is based on a top-down logical order. The Introduction presents definition of the concepts of financial sustainability, business reputation and good will. The main body of the article then introduces comparative analysis of business reputation assessment in accordance with Russian standards of book keeping and international standards of financial statements. Eventually the core indicators of the financial sustainability assessment are analyzed with regard to the business reputation of the organization and its influence over the ones.
    The author concludes that business reputation indirectly exercises influences over the value of financial sustainability practical indicators.

    Обзор статьи

    Финансовая устойчивость организации характеризует такое состояние, при котором наблюдается стабильное превышение доходов над расходами и эффективное пользование располагаемыми денежными средствами для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции (работ, услуг).
    Важную роль в обеспечении устойчивого функционирования и развития организации играет деловая репутация. Каждый хозяйствующий субъект обладает деловой репутацией независимо от обстоятельств и желаний. Источником формирования деловой репутации является сама организация. На этот процесс оказывают влияние масштаб предпринимательской деятельности, отраслевая принадлежность, возраст, размер, организационно-правовая форма, история развития и множество других факторов. Деловая репутация делает организацию узнаваемой среди множества других и представляет собой оценку ее деятельности с позиции деловых качеств и ее социальной ответственности.
    В зарубежной практике понятие деловой репутации заменяется термином «гудвилл».
    Международные стандарты финансовой отчетности рассматривают деловую репутацию как две самостоятельные категории:
    ● внутренне созданная деловая репутация (вопросам ее идентификации посвящен МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»);
    ● деловая репутация, возникающая при объединении предприятий (рассматривается в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнесов»).
    Изучив эти стандарты, можно прийти к выводу, что гудвилл возникает вследствие понесенных организацией затрат в целях извлечения будущих экономических выгод, но это не приводит к возникновению актива, т.к. на данном этапе он не является идентифицируемым ресурсом (п. 49 МСФО 38). Идентификация, равно как и надежная оценка, допустима лишь при объединении предприятий после признания идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств организации.
    Для гудвилла, созданного внутри организации, отсутствует методика расчета и не определен способ оценки, поскольку, как уже указывалось выше, его невозможно идентифицировать и надежно оценить. Гудвилл, возникающий при объединении бизнесов, представляет собой разницу между стоимостью объединения бизнеса и справедливой стоимостью чистых активов предприятия. Если организация имеет положительную деловую репутацию, то её необходимо регулярно тестировать на возникновение обесценения, и если такие факторы возникли, то сумма такой переоценки должна быть отнесена на прочие расходы.
    Понятие «деловой репутации» в отечественной науке в настоящее время мало изучено. В финансово-экономический обиход оно вошло относительно недавно. При плановой экономике хозяйствующий субъект не мог выступать предметом договора купли–продажи.
    Отечественный стандарт бухгалтерского учета ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» относит деловую репутацию к нематериальным активам и связывает ее с приобретением предприятия. Согласно ст. 42 ПБУ 14/2007 для целей бухгалтерского учета «стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения)». Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта (ст. 43 ПБУ 14/2007). Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. (ст. 43 ПБУ 14/2007).

    Список использованной литературы

    1. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. МСФО (IAC) 38 «Нематериальные активы», введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента. М.: Проспект, 2017. 107 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2