ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ актуальных проблем выбора оптимального метода оценки инновационной деятельности региона

Analysis of Relevant Problems of Choosing Optimal Method to Assess Regional Innovation Activity



С.В. Мурашова
Е.В. Федорова
Svetlana Murashova
Yelena Fedorova
fpp5@list.ru
fedorova_elena@list.ru
доцент кафедры интеллектуальной собственности и управления инновациями ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат экономических наук, доцент
магистрант кафедры мировой экономики и международных отношений Института международного бизнеса и права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
senior teacher of the Department of Intellectual Property and Innovation Management of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, PhD in Economics, associate professor
candidate for Master at the Department of World Economy and International Relations of Institute of International Business and Law of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассмотрены основные факторы социально-экономического развития региона, проблемы выбора критериев рейтингования и метода оценки инновационной деятельности регионов России
We consider the main factors of socio-economic development of a region and look at the problems of choosing ranking criteria and methods to assess innovation activity of Russian regions.

Ключевые слова:

  • инновационная активность
  • оценка инновационной активности региона
  • политика регионального развития
  • политика инновационного роста
  • Keywords:

  • innovation activity
  • policy of innovation growth
  • regional development policy
  • assessment of regional innovation activity
  • Обзор статьи

    Политика в сфере инновационной деятельности – это составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках [1]. Инновационная политика – это не только одна из важных составляющих социально-экономического развития, но и так называемая система мероприятий, направленных на реализацию задач инновационного развития государства с учётом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития [4]. Политика инновационного роста также является составляющей частью региональной политики государства, которая модифицируется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития. В силу неоднородности степени развития объектов региональной политики государства успешное развитие региона зависит от трех взаимодополняющих приоритетов, которые должны быть определены в региональной политике: гармоничного роста, основанного на знаниях и инновациях; устойчивого роста и содействия более эффективному использованию ресурсов в экологически чистых и конкурентно устойчивых сферах регионального предпринимательства; всеобъемлющего роста и содействия занятости населения, усиления территориальной сплоченности. Оценка состояния инновационного сектора экономики региона, потенциала и факторов его развития позволяет выявлять проблемы, на решение которых должна быть направлена политика инновационного роста регионов. Наиболее типичными проблемами формирования инновационного потенциала регионов являются следующие: слабая ориентированность научных разработок инновационного продукта на потребности конечного потребителя с учетом его платежеспособности; сложная и низкоэффективная организационно-управленческая структура коммерциализации инновационного продукта. Многие традиционные методы оценки оказываются неприменимыми к оценке инновационной деятельности и фактически препятствуют её развитию, в связи с чем разработка актуальной политики в оценке инновационной деятельности является одной из ключевых задач управления инновационными процессами как на микро, так и на макроуровне. Вопросы оценки имеют решающее значение для разработки политики в сфере инновационной деятельности регионов, определяют роль государственных механизмов, тем самым выстраивая механизм управления инновационным потенциалом региона. Следует отметить, что оценка – это способ установления значимости чеголибо для действующего и познающего субъекта. Оценка характеризуется как систематическое, объективное и насколько это возможно актуальное явление, на эффективность которого оказывает влияние деятельность с точки зрения целей, в том числе анализ реализации и административного управления такой деятельностью. Методы оценки могут различаться в зависимости от характера применяемой политики и целей (стимулирование развития инновационного предпринимательства за счёт налоговых и арендных льгот, повышение инновационного потенциала предприятия, региона или страны в целом, повышение эффективности проводимой политики и пр.).

    Список использованной литературы

    1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. Правительством Российской Федерации от 05.08.2005 г. № 2473пП7 // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. URL: sciinnov.ru/law/base/586/ (дата обращения: 24.12.2012)
    2. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации // UrbanPlanet: [сайт]. URL: urbanplanet.org/article_13.html (дата обращения: 24.12.2012)
    3. Зиновьева А.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2011. № 4.
    4. Кондратьева М.Н., Баландина Е.В., Глухова С.А. [и др.] Актуальные проблемы развития социальноэкономических систем в современных условиях. Ульяновск: Издво УлГТУ, 2012. 38 с.
    5. Мурашова С.В. Научные предпосылки менеджмента интеллектуальной собственности в решении задач инновационного развития России // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2012. № 2. С. 117–120.
    6. Политика в оценке инноваций и технологий: материалы конференции // Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): [сайт]. URL: http://www.oecd.org/science/innovationinsciencetechnologyandindustry/1822393.pdf (дата обращения: 22.11.2012)
    7. Рейтинг инновационной активности в России (январь–февраль 2012 г.) // Фонд «Петербургская политика»: [сайт]. URL: http://www.fpp.spb.ru/iRating_201201_02.php#sdfootnote1sym (дата обращения: 24.12.2012)
    8. Юсова В.В., Лукьянов Г.Н., Москалев Н.В. Проблемы осуществления патентнолицензионной работы и внедрения инноваций в государственных научных организациях на региональном уровне // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 4. С. 16–22.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2