Финансовая экосистема – основной тренд цифровой трансформации модели банковского бизнеса

The financial ecosystem – a basic trend of the banking business model digital transformation



Н.П. Радковская
О.Е.Фомичева
N.P. Radkovskaya
O.E. Fomicheva
nprad2@gmail.com
ofomichieva@bk.ru
профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Professor, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Full Professor
PhD student, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • экосистема
  • IT-платформа
  • клиентоориентированность
  • marketplace
  • информационное общество
  • цифровая экономика
  • многоканальность и омниканальность
  • Keywords:

  • ecosystem
  • IT-platform
  • customer focus
  • digital economy
  • multichannel and omnichannel
  • В статье рассматриваются методологические подходы к определению понятия «экосистема» и ее модели. Для того, чтобы успешно встроиться в информационное общество и цифровую экономику, банкам необходимо ускорить смену существующей бизнес-модели и перейти к формированию финансовой экосистемы на базе использования современных цифровых технологий. Авторами систематизированы основные тренды создания финансовой экосистемы и представлены формы трансформации бизнес-модели финансовой организации (банка).

    The article examines methodological approaches to defining the concept of both ecosystem and its model. In order to get integrated into information society and to digital economy the banks need to speed up the process of shifting from the existing business model to the financial ecosystem based on the use of contemporary digital technologies. The authors classify basic trends of creating financial ecosystem and present forms of transformation of financial institution business model (bank).

    Обзор статьи

    В условиях цифровизации экономики создание финансовых экосистем становится важным фактором в конкурентной борьбе финансово-кредитных организаций за клиентов и одновременно способом повышения доходности бизнеса.
    В экономической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «экосистема» и ее модели (см. рис. 1).
    1. Экосистема как совокупность участников – это участники, взаимодействующие с организацией, прямо или косвенно участвующие в создании «цепочки ценностей», а также ее клиенты.
    2. Экосистема как площадка товаров и услуг (marketplace) – это площадка, на которой предлагаются различные интегрированные продукты и услуги, покрывающие максимально широкий спектр потребностей клиентов одного профиля.
    3. Экосистема как саморазвивающаяся организация – это организация, использующая инновационные подходы к управлению и рассматривающая компанию как «живой организм.
    Исторически создание экосистем стало возможным, когда развитие информационных технологий (information technology, IT) достигло уровня, позволяющего организациям собирать, обрабатывать, хранить и предоставлять огромное количество данных о потребителях продуктов и услуг, выстраивая при этом эффективные коммуникации посредством использования любых доступных каналов. Базой, объединяющей организации и компании, входящие в экосистему, является единая технологическая платформа с открытым доступом для всех участников, позволяющая формировать предложения для наиболее полного удовлетворения нужд клиентов в различных областях (образовании, медицине, ритейле, бизнесе, финансах и др.) с учетом их потребительских предпочтений. Главная особенность экосистемы заключается в том, что клиент через одну из ее компаний-участников может получить доступ ко всем остальным входящим в нее организациям через связанные сервисы, возможно даже на особых (льготных) условиях, существующих только в пределах этой экосистемы. На сегодня лидерами в области создания экосистем являются американские и китайские компании. Среди них такие ведущие технологические компании, как «Facebook», «Google», «Amazon», «AppleAlibaba», «Tencent». В России лидером в создании финансовой экосистемы является Сбербанк. Технические возможности, которые предоставит своим участникам создаваемая им экосистема, включают: систему идентификации клиентов, быстрый обмен данными, единые программные интерфейсы и другие сервисы.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Гайсина Д.В. Трансформация современных бизнес-моделей в сторону экосистем // Система бизнес-моделирования Business Studio: [сайт]. URL: http://www.businessstudio.ru (дата обращения: 15.09.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2