ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Некоторые вопросы становления и реализации концепции логистики устойчивости

CERTAIN ISSUES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF LOGISTICS OF SUSTAINABILITY



В.А. Нос
В.И. Черенков
V.A. Nos
V.I. Cherenkov
79119200511@ya.ru
cherenkov@gsom.pu.ru
профессор кафедры логистики и управления цепями поставок ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
professor, the Department of Logistics and Supply Chain Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Marketing, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • геосоциоэкосистема
  • геоэкосистема
  • логистика устойчивости
  • маркетинг устойчивости
  • транспортная логистика
  • устойчивое развитие
  • Keywords:

  • geosocioecosystem
  • geoecosystem
  • logistics of sustainability
  • marketing of sustainability
  • transport logistics
  • sustainable development
  • В статье рассмотрены некоторые особенности становления концепции логистики устойчивости как процесса дальнейшего развития парадигмы устойчивого развития в целом. Авторы, опираясь на холистический подход к внедрению парадигмы устойчивости, рассматривают различные ее компоненты и предлагают собственную трактовку термина «геоэкосистема». Отмечается особая роль логистики устойчивости как инфраструктурного механизма, обеспечивающего реализацию этой концепции от микро- до макроуровня национальных социально-экономических систем и их глобального взаимодействия.
    Авторы обосновывают целесообразность применения маркетингового подхода к вопросам концептуализации логистики устойчивости и отмечают особую роль транспортной логистики, осваивающей в транспортных сетях концепцию устойчивости как «перевозчика» этой концепции между акторами/стейхолдерами сетей поставок.

    We consider certain peculiar features of logistics of sustainability as a process of further development of sustainable development paradigm as a whole. On the basis of the holistic approach to the implementation of sustainability paradigm, we consider its components and introduce own interpretation of geoecosystem. We stress the importance of logistics of sustainability as infrastructure mechanism ensuring the realization of the concept in question from micro and macro levels of national socio-economic systems to their global interaction.
    We substantiate the practicability of applying marketing approach to the conceptualization of logistics of sustainability and note a special role of transport logistics implementing the concept of sustainability in transport network between actors/stakeholders of supply chains.

    Обзор статьи

    К настоящему моменту, судя по множеству публикаций за рубежом и в России, произошло изменение общественного сознания по отношению к воздействию экономического развития на окружающую среду. Причем не в раннем упрощенном ее понимании защитниками окружающей среды, для охраны которой создавалось соответствующее законодательство и учреждались институты, ответственные за природоохранные действия. Новый системно-холистический подход состоит во внедрении в общественное сознание идеи устойчивости геоэкосистемы (представленной взаимодействующим комплексом природной, социально-демографической и экономической подсистем) [19], или (как предлагают авторы) геосоциоэкосистемы , где люди представляют доминирующую, но лишь парциальную подсистему, благополучие и выживание которой зависит от благополучия и выживания всей геоэкосистемы в целом. Не только специалисты, но и все население сегодня находится под воздействием информационного потока, инспирирующего потребность в изменениях, касающихся неравномерного распределения благосостояния, снижения загрязнений от производственных систем, увеличения числа процессных инноваций, кастомизации требований потребителей. Все это побуждает стратегически мыслящее руководство предприятий (в первую очередь, находящихся в развитых странах) в условиях ожидания аналогичных синхронных или опережающих действий конкурентов улучшать свои логистические процессы в контексте корпоративной социальной ответственности (КСО) и концепции общей, или разделяемой, ценности (КОЦ) [52].
    Фактически, выход применения этих концепций за пределы корпораций и, при определенной модификации, применение их ко всем акторам, институтам и взаимодействиям геосоциоэкосистемы, привел к концептуализации нового – возможно также являющегося реакцией на кризис общества потребления – типа развития социально-экономических систем, так называемого устойчивого развития (sustainable development). В свою очередь, можно считать apriori, что логистика представляет собой науку и искусство рационального управления прямыми и обратными логистическими потоками (материальными, финансовыми, информационными) в цепях (сетях) поставок. Следовательно, реализация концепции устойчивого развития попросту не представляется возможной без появления «устойчивой логистики» (sustainable logistics) или (к чему авторы, несмотря на данные таблицы, более склонны), «логистики устойчивости» (sustainability logistics). Другим мощным фактором для внедрения категории устойчивости в сферу логистики явилось собственно функционирование главного условия для осуществления целенаправленного движения логистических входящих материалопотоков и исходящих товаропотоков – транспортной логистики. Именно функционирование транспорта оказывает наиболее деструктивное воздействие на природную часть геоэкосистемы и ее антропосферу (выбросы оксидов углерода, серы, азота, соединений свинца, сажи, а также незаконный слив отработанного масла; создание запредельного шума и вибрации; наконец, аварии с пожарами и разливами нефти и нефтепродуктов, а также химических реагентов), что наносит часто непоправимый ущерб природе и вредит здоровью людей.

    Список использованной литературы

    1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. СПб.: Питер, 1999.
    2. Багеев Г.Л., Черенков В.И., Черенкова Н.И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4. С. 139–152.
    3. Гаджинский А.М. Логистика. 20-е изд. М.: Дашков и К°, 2012. 484 с.
    4. Гиюниперо Л., Хукер Р., Джозеф-Метьюз С., Юун Т., Брадвиг С. Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и выводы для будущего // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 9. № 2. С. 29–52.
    5. Кирюков С.И. Становление и развитие маркетинговой логистики // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 8. Менеджмент. Вып. 3. С. 44–61.
    6. Кирюков С.И., Кротов К.В. Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход. // Вестник СПбГУ. 2007. Сер. 8. Менеджмент. Вып. 4. С. 97–111.
    7. Критика концепции устойчивости (2015–2017) // PlanetaryProject: ServingHumanity: [сайт]. URL: http://ru.planetaryproject.com/planet_project/critical/ (дата обращения: 08.04.2018).
    8. Кротов К.В. Направления развития концепции управления цепями поставок. Научный доклад № 14 (R). СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010.
    9. Богданов А. Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы // Карголинк Биржа: [сайт]. URL: http://cargolink.ru/ls/blog/business/536.html#.VMozu9KsV8E (дата обращения: 03.05.2018).
    10. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2017. 582 с.
    11. Лукинский В.С. [и др.]. Логистика и управление цепями поставок. М.: Юрайт, 2016. 359 с.
    12. Назаретян А.П. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Экология и жизнь. 2002. № 2. URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/2002-4-2.shtml (дата обращения: 03.05.2018).
    13. Основное содержание транспортно-экспедиторских операций // Транспортно-экспедиторские операции с грузами. 2018 // Center-YF. Центр Управления Финансами: [сайт]. URL: http://center-yf.ru/data/stat/Transportno-ekspeditorskie-operacii-s-gruzami.php (дата обращения: 03.05.2018).
    14. Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 238–247.
    15. Плоткин Б.К. Устойчивость производственно-коммерческой деятельности в системе логистического менеджмента: основы теории и рекомендации // Известия СПбГУЭФ. 2015. № 1(91). С. 68–79.
    16. Сакал П., Фидлерова Х. Стратегия устойчивой логистики ка часть бизнес-стратегии // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 3 (65). С. 25–30.
    17. Тарко А.М. Устойчивость биосферных процессов и принцип Ле Шателье // Доклады академии наук. 1995. Т. 343. № 3. С. 393–395.
    18. Терешкина Т.Р. [и др.]. Логистика и управление цепями поставок: монография / СПб.: ГТУРП, 2011. 155 с.
    19. Трофимов А.М. Комплексные эколого-экономические системы. Базовая основа экологического аспекта в региональном анализе территории // Бизнес Информ. Харьков. 1995. № 41-42. Ноябрь. С. 29–33.
    20. Устойчивое развитие: Новые вызовы / под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Пискуловой. М.: Аспект Пресс, 2015. 336 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2