ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современные торговые технологии и их влияние на характер труда в отрасли

Modern Trade Technologies and their Impact on Character of Labour in Industry



В.И. Морохина
Е.В. Харитонова
Д.Д. Бояринова
Valentina Morokhina
Yelena Kharitonova
Daria Boyarinova
valentinam-39@mail.ru
slnspb@rambler.ru
daria.boyarinova@wagner.edu
доцент кафедры менеджмента и коммерции ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт», кандидат экономических наук, доцент
магистр финансового инжиниринга Политехнического института Нью-Йоркского университета
senior lecturer at the Department of Management and Commerce of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg Institute of Trade and Economics, PhD in Economics, associate professor
Master of Finance Engineering of Polytechnic Institute of the University of New-York
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Нью-Йорк
St. Petersburg
St. Petersburg
Исследуются вопросы повышения эффективности использования живого и овеществленного труда в производственно-торговом процессе торговых предприятий, рассматривается проблема повышения производительности труда на основе инновационных технологий и компьютеризованных касс самообслуживания
We research issues of increasing the efficiency of applying direct and materialized labour in the production and trade process of trade companies. We consider the problem of improving labour productivity on the basis of innovation technologies and computerized self check-out devices.

Ключевые слова:

  • инновации в обслуживании покупателей
  • эффективность производственно-торгового процесса
  • минимизация затрат живого труда
  • электронно-механические устройства
  • минимизация затрат живого труда
  • Keywords:

  • innovations in customer service
  • self check-out
  • minimization of direct labour costs
  • efficiency of the production and trade processes
  • Обзор статьи

    Инновационное развитие российской экономики ставит серьезные задачи перед каждой сферой деятельности страны, в полной мере это касается и такой отрасли, как торговля. Современная ситуация в этой отрасли экономики характеризуется существенным изменением научно-техни-ческого, технологического, трудового потенциала предприятий. Среднегодовые темпы роста розничной торговли с 2000 г. в среднем составляли 9,7%, объем оборота в настоящее время составляет более 16,4 трлн. рублей в год. Доля торговли в налоговых поступлениях в бюджет Российской Федерации достигла 10,2% от всех налоговых поступлений в бюджет. В настоящее время торговая отрасль является одной из наиболее трудоёмких, в ней трудится более 18,3 млн. человек, или 17,7% от общей численности занятых в экономике страны, поэтому задача эффективного использования данного ресурса является актуальной не только для торговли, но и для экономики страны в целом [2]. Низкая производительность труда является главной проблемой отечественной экономики, поэтому руководство страны ставит задачу добиться ее четырехкратного повышения к 2020 г. [1]. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях создания инновационной экономики, основанной на новых технологических, и организационных подходах. Ситуация, сложившаяся в экономике торговой отрасли в свете поставленных задач, предполагает переосмысление показателей оценки трудовых затрат и производительности труда персонала предприятий на всех уровнях. Производительность труда по обороту на одного работника, занятого в секторе розничной торговли, с 2002 года росла примерно на 4,5% в год. При сравнении этого показателя в Российской Федерации с аналогичным показателем в других странах выявляется еще нереализованный потенциал его увеличения до 5 раз [2]. Оценивая современные ресурсные возможности предприятий торговли, следует исходить из высокой трудоёмкости большинства видов реализуемых товаров и услуг, что ведет к росту издержек обращения по доведению их до конечного потребителя. При этом надо учитывать, что средства, которые тратятся на поиск и реализацию мер, направленных на увеличение отдачи от трудовых ресурсов, в дальнейшем приводят к снижению издержек обращения, росту прибыли, получению конкурентных преимуществах в конкретном сегменте рынка. В экономической литературе по проблемам результативности использования трудовых ресурсов отсутствует единый подход по трактовке данной дефиниции в торговой отрасли. При этом, изучая проблемы роста производительности труда на различных уровнях, исследователи делают акцент прежде всего на живом труде. В соответствии с этим подходом производительность труда в торговом предприятии чаще всего определяется стоимостным показателем и определяется как отношение величины товарооборота предприятия за определенный период времени к среднесписочной численности работников. В настоящее время доля затрат живого труда на предприятиях торговли в их общей величине составляет 40–50%. Вместе с тем, следует признать, что в современном понимании производительность должна отражать степень полезного применения не только живого труда, расходуемого в момент оказания услуги, но и прошлого, овеществленного в ранее созданной продукции, используемых средств производства.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года. Утв. приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Российский статистический ежегодник–2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011.
    3. Соломатин А.Н., Харитонова Е.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях торговли. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2011. 67 с.
    4. Степанова Т.В. К вопросу определения синергетических эффектов в торговле // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 2. С. 128–132.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2