ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные изменения макросреды организаций и актуальные задачи управления персоналом

KEY CHANGES IN ORGANIZATION MACROENVIRONMENT AND RELEVANT TASKS OF PERSONNEL MANAGEMENT



К.А. Прозоровская
K.A. Prozorovskaya
prozorovskaya.k@unecon.ru
доцент кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • управление персоналом
  • обучение персонала
  • научно-технический прогресс
  • глобализация
  • макросреда организации
  • внешняя среда организации
  • трудовая миграция
  • старение рабочей силы
  • ретардация старения
  • Keywords:

  • personnel management
  • personnel training
  • scientific progress
  • globalization
  • organization macroenvironment
  • external organization environment
  • labor migration
  • workforce aging
  • retardation of aging
  • В статье рассмотрены изменения в макросреде организаций, связанные с научно-техническим прогрессом, экономическими факторами, демографическими тенденциями, происходящими как за рубежом, так и в России в их связи с практикой управления персоналом организаций. Выявлено, как эти тенденции влияют на задачи, связанные с управлением персоналом, в частности, на обучение и развитие персонала, на систему стимулирования, повышение производительности труда и ряд других функций.

    We consider changes in the macroenvironment of organizations concerning scientific progress, economic factors, demographic tendencies both abroad and in Russia in connection with personnel management practice. We reveal how the trends in question affect the tasks connected with personnel management, in particular, personnel training and development, the incentive scheme, productivity increase and a range of other functions.

    Обзор статьи

    К концу 20 века – началу 21-го в макросреде организаций произошли существенные изменения, изменившие структуру задач в сфере управления персоналом, предопределившие в целом более существенную роль функции управления персоналом и необходимость более внимательного отношения к людям.
    Под макросредой понимают весь спектр неконтролируемых факторов внешней среды (в отличие от внутренней), оказывающих заметное влияние на деятельность организации, включая технологические факторы, экономические, демографические, политические, социокультурные, правовые, экологические, природные [1]. Поскольку в одной статье сложно дать развернутый анализ влияния всех факторов, остановимся на тех, которые, по мнению автора, оказывают наиболее существенное влияние на изменения в практике управления персоналом, а именно:
    ● технологические факторы, связанные с научно-техническим прогрессом, в том числе компьютеризация, распространение современных технологий, интенсивность инноваций;
    ● экономические факторы – возрастание доли сферы услуг в структуре экономике, экономическая глобализация и усиление конкуренции, экономическое положение страны, доходы населения и его покупательская способность;
    ● демографические факторы – возрастная структура населения, миграционные процессы, религиозная, этническая структуры, территориальное размещение населения.
    Рассмотрим их подробнее, и начать следует с основной группы факторов, а именно с технологических, связанных с научно-техническим процессом.
    Технологические факторы
    Технология существенно меняет природу работы, а также создает новые виды труда. Возникает необходимость в постоянном освоении новых задач и даже видов профессии. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации, переподготовке сотрудников.
    Увеличивается роль знаний и нематериальных аспектов деятельности. В современных компаниях большинство работ выполняется при помощи интеллекта. Возрастает число мест, требующих квалификации, и уменьшается число неквалифицированных мест. Рабочая сила становится все более образованной. Даже тяжелая работа на промышленном предприятии становится всё более технологически сложной, требующих особых знаний. Как следствие, знания, навыки и подготовка персонала становятся важным конкурентным преимуществом компаний, тем самым усиливая роль персонала.
    Благодаря компьютеризации какую-то часть своих служебных и производственных функций можно осуществлять, не покидая своего дома. Характер офисной работы таким образом существенно меняется, стирая границы между домом и офисом. Это дает возможность дополнительной занятости лицам с ограниченными возможностями, мамам с маленькими детьми, пожилым работникам и другим, которым по разным причинам сложно иметь обычный график работы в офисе «от–до».
    Маркетологи отмечают такую тенденцию как всё более стремительное сокращение жизненного цикла товара, а именно: всё быстрее происходит его моральное устаревание, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость постоянного обновления ассортимента товаров и/или их модификации. Персонал современных фирм должен быть более инновационным, быть готовым предлагать новинки и уметь быстро перестраиваться на производство новых видов товаров.
    В связи с изменениями в характере труда изменяются требования к личным и деловым качествам работников. Во времена традиционного общества и раннего капитализма наиболее ценились такие качества, как прилежание работника, исполнительность и безусловная дисциплина. Конечно, данные свойства не потеряли своей актуальности и сейчас, особенно в такой сфере, как армия. Современная же информационная технология предполагает сотрудника творческого, способного к групповой работе. Рост инновационности производства всё чаще требует от работников, подразделений организации активности и инициативы. Поэтому формальные отношения в организации уступают место неформальным, поскольку первые снижают инновационный потенциал и могут подавлять творческие способности работников.
    В связи с ростом объема знаний и информации труд становится всё более узкоспециализированным. Руководитель значительную часть процессов уже не в состоянии в деталях проконтролировать и дать им оценку в силу недостаточности или вообще отсутствия знаний в узкопрофессиональных областях. Он вынужден полагаться на своих специалистов и делегировать полномочия, что затрагивает изменения в стиле руководства и этике взаимоотношений руководителя с персоналом. Дистанция в иерархических отношениях «руководитель-подчиненный» становится меньше: традиционная власть теряет актуальность, формальный авторитет находит все меньшее признание. Авторитарный стиль неэффективен при управлении высококвалифицированными и образованными сотрудниками, более адекватным становится стиль демократический, в отдельных сферах – либеральный. Усиливается роль сотрудников как стратегического партнера фирмы. Некоторые фирмы строят свои стратегии на конкурентном преимуществе, связанном с управлением персоналом. В данном случае речь идет о привлечении наиболее способных работников и дальнейшем развитии их уникальных способностей через обучение [2. С. 45].
    Повышаются требования к системе образования: она должна обеспечивать массовую непрерывную переквалификацию работников. Причем, поскольку меняются виды труда, то необходимо постоянно расширять диапазон и вариативность обучающих программ. В результате роль отдела персонала в области обучения и развития в будущем должна возрастать.
    Изменяется система стимулирования. Традиционная карьерная лестница не всегда является эффективной для стимулирования работников. Специалисты предпочитают заниматься своей работой, получать адекватно своим усилиям, а вовсе не стремятся занять управленческие должности. С ростом заработной платы деньги как стимул также сдают свои позиции. Поэтому компенсационные пакеты становятся более новаторскими и индивидуализированными. Есть примеры того, как в компаниях предлагают такие льготы, как уход за пожилыми членами семьи работников и даже уход за их домашними животными [5. С. 98].
    Следует отметить при этом, что в системе мотивации работников в России с 90-х годов наметилась одна проблема, связанная с диспропорциями на рынке труда. В связи с резко возросшим по сравнению с советскими годами числом вузов, падением при этом престижа рабочих профессий, всё большее число людей стало заканчивать институты, в результате предложение тех, кто их окончил, стал превосходить спрос. И сейчас эта тенденция сохранилась. Поэтому значительное число людей обладают избыточным образованием, т.е. имеют образование выше, чем это требуется для работы. Встает проблема мотивации более образованной рабочей силы и преодоления имеющейся неудовлетворенности.
    Экономическая факторы
    В развитых странах преобладает число занятых в сфере услуг и информатизации (до 70–80%). В России доля сферы услуг меньше, около 61,5%, однако и у нас на рынке услуг наблюдается всплеск активности [4].
    Рост числа рабочих мест обслуживающего персонала имеет существенное значение, т.к. в сфере услуг персонал является более важным, чем в других отраслях. Считается, что конкурентоспособность даже производственных фирм обеспечивается не столько самими техническими изделиями, сколько качеством обслуживания и сервисом, которым они обеспечивают. В сфере услуг как нигде более важна этика общения с покупателем (клиентом), культура обслуживания.

    Список использованной литературы

    1. Анализ факторов макросреды. URL: https://studme.org/45478/ekonomika/analiz_faktorov_makrosredy (дата обращения: 11.03.2018).
    2. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2004. 799 с.
    3. Итоги 2017 года // Интерфакс: [сайт]. URL: http://www.interfax.ru/business/593950 (дата обращения: 10.03.2018).
    4. Какова структура ВВП России? // InvestBrothers: [сайт]. URL: https://investbrothers.ru/2017/01/26/kakova_struktura_vvp_rossii/ (дата обращения: 10.03.2018).
    5. Кузьменков Р.А. Глобальные процессы и их влияние на практику управления персоналом современных организаций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-protsessy-i-ih-vliyanie-na-praktiku-upravleniya-personalom-sovremennyh-organizatsiy (дата обращения: 20.03.2018).
    6. Ретардация // Портал «Школа жизни». URL: https://potencial-school.ru/retardaciya.html (дата обращения 21.03.2018).
    7. Тенденции развития мировой экономики XXI века. URL: https://vuzlit.ru/1318842/tendentsii_razvitiya_mirovoy_ekonomiki_veka (дата обращения: 06.03.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2