ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы социально-экономического развития сельских поселений в Российской Федерации

PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL SETTLEMENTS IN RUSSIAN FEDERATION



Н.Н. Якимчук
N.N. Yakimchuk
yakimchuk777@bk.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат политических наук
senior lecturer, the Department of Management, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Political Science
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • сельские поселения
  • проблемы социально-экономического развития сельских поселений
  • устойчивое развитие сельских поселений
  • Keywords:

  • rural settlements
  • problems of socio-economic development of rural settlements
  • sustainable development of rural settlements
  • В статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития сельских поселений в РФ: демографические, проблемы бюджетной обеспеченности и финансовой самостоятельности сельских поселений, а также системные проблемы в социальной сфере сельских территорий. Проанализированы нормативные правовые акты, направленные на решение социально-экономических проблем и обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Предложены возможные пути решения социально-экономических проблем в сельских поселениях РФ на современном этапе.

    We consider problems of socio-economic development of rural settlements in the Russian Federation, namely demographic problems, problems of fiscal capacity and financial independence of rural settlements, system problems in the social sphere of rural territories. We analyze regulatory legal acts aimed at solving socio-economic problems and securing sustainable development of rural territories. Possible ways of solving socio-economic problems in rural settlements of the Russian Federation at the present stage are suggested.

    Обзор статьи

    В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ «сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления» [1]. В 2017 году по уточненным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в России насчитывается 22136 муниципальных образований, из которых более 80% являются сельскими поселениями (табл. 1).
    Значение такого ресурса развития страны, как сельские поселения с их природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом невозможно переоценить. Устойчивое развитие сельских территорий играет ключевую роль в сохранении трудовых ресурсов, территориальной целостности страны, способствует достижению продовольственной безопасности государства в долгосрочной перспективе.
    На современном этапе в социально-экономическом развитии сельских поселений в РФ наблюдается целый ряд серьезных проблем, которые можно разделить на несколько блоков.
    1. Демографические проблемы.
    Численность сельского населения имеет тенденцию к сокращению: с 2000 г. по 2014 г. число жителей села сократилось на 2,3 млн человек и составило на 1 января 2014 г. 37,1 млн человек [2]. Увеличение данного демографического показателя в 2015г. до 38 млн было связано с общим увеличением численности населения страны в связи с вхождением в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополь. По оперативным данным Росстата, численность сельского населения в РФ сохраняет отрицательную динамику и на 2018год составляет 37,6 млн человек [6].
    До 2016 года отличительной особенностью сельских территорий была высокая рождаемость, обеспечивающая расширенное воспроизводство сельского населения. 2016год стал первым годом, когда естественный прирост и миграционный прирост имели отрицательные значения. Ведущим фактором снижения численности сельского населения стал отрицательный естественный прирост (-74 тыс. человек в 2016 году), вторым по значимости идет фактор миграции (-36,4 тыс. в 2016 году) [4].
    2. Проблемы бюджетной обеспеченности и финансовой самостоятельности сельских поселений.
    Подавляющее большинство сельских поселений в РФ (74,8%) имеют недостаточную финансовую самостоятельность: согласно мировой практике, доля дотаций не должна превышать 20–25%. По данным Объединенного конгресса муниципальных образований России, только 20,2% сельских поселений в 2016 году являлись бездотационными и с низким уровнем дотационности [4]. Можно констатировать, что только пятая часть сельских территорий имеет возможности для развития, реализации собственных инициатив. По данным Минфина РФ, на долю
    сельских поселений приходится лишь 8% собственных доходов всех местных бюджетов, хотя, как уже отмечалось выше, они составляют 81% от общего количества муниципалитетов страны.
    По данным социологического опроса, проведенного в 75 регионах с участием представителей 532 администраций сельских поселений, от 65,8% до 72,8% респондентов отмечают отсутствие в последние несколько лет позитивных сдвигов и (или) ухудшение финансового положения сельских поселений, наблюдается несоответствие возложенных на местные органы вопросов местного значения имеющимся у сельских территорий ресурсам [4]. Таким образом, можно констатировать, что в большинстве сельских поселений проблема повышения бюджетной обеспеченности остается актуальной и требует решения.
    Наблюдается явный дисбаланс в распределении доходов между различными уровнями бюджетной системы, требуется оптимизация межбюджетных отношений. На современном этапе в межбюджетном регулировании основная роль отводится политике выравнивания, в рамках которой применяются различные формы дотирования бюджетов сельских поселений, но при этом не уделяется должного внимания механизмам налогового регулирования. Как результат, иждивенческие настроения, отсутствие стремления у органов местного самоуправления сельских поселений к экономическому развитию за счет собственных сил и возможностей.
    3. Системные проблемы в социальной сфере сельских территорий.
    По материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, если в 2002 г. доля малоимущих домашних хозяйств в сельских поселениях в общем количестве по РФ составляла 32,7%, то в 2016 г. – 36%. На сельских территориях сконцентрировано 42% всего малоимущего населения России (по уровню располагаемых ресурсов), тогда как на долю сельского населения приходится 26% общей численности населения страны [6].
    Низкое качество жизни, отсутствие рабочих мест приводит к тому, что продолжается отток перспективной молодежи. По данным социологических исследований, 50% молодежи желает покинуть сельскую местность, которая является для них территорией постоянного проживания [2]. В результате, на территории сельских поселений наблюдается старение населения, низкая ожидаемая продолжительность жизни, зачастую приводящие к тому, что в деревне, сельском населенном пункте не остается жителей вообще.
    Остановимся на проблемах в сфере здравоохранения и образования сельских поселений.49,4% сельского населения в РФ не имеют в территориальной доступности медицинских учреждений, для 40% они труднодоступны, для 9% – недоступны [2].
    В последние годы на селе сложилась устойчивая тенденция сокращения школьных и дошкольных образовательных организаций. Общее количество учреждений дошкольного образования, по сравнению с 2011 г., уменьшилось на 2,3тыс., или 11,9%. Сокращение числа организаций, реализующих программы общего образования, происходит засчетих укрупнения. За период с 2011/12 по 2016/17 учебный год в сельской местности было закрыто 3,6 тыс. школ, а число учеников в расчете на одно учебное заведение возросло со 115 до 129 человек. На 100 сельских населенных пунктов с постоянным населением приходилось в среднем 18 школ, включая филиалы [4]. Две трети сельских населенных пунктов не имеют на своей территории учреждений культуры, по сравнению с 1990 годом их количество сократилось на 23% [2].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. 6 октября. № 40. Ст. 3822.
    2. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р (ред. от 13.01.2017 г.) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. 9 февраля. № 6. Ст. 1014.
    3. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 г. № 463 (ред. от 22.03.2018 г.) «О государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. 2013. 26 марта. №15.
    4. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году: ежегодный доклад по результатам мониторинга. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. Вып. 4. 328 с.
    5. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2016 г. – начало 2017 г.) // Минюст России: [сайт]. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 11.05.2018).
    6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.05.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2