ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Модернизационная и инновационная составляющие – элементы стратегии управляемого развития промышленного предприятия

Modernization and Innovation Components as Elements of Strategy of Controlled Development of Industrial Enterprise



И.В. Кобзарь
Irina Kobzar
ik495@mail.ru
специалист Московского представительства «Ферст Квантум Петролеум Лимитед»
specialist at Moscow office of “First Quantum Petroleum Limited”
г. Москва
Moscow
Предлагается принципиально новая стратегия развития российских промышленных предприятий, важнейшими составляющими которой должны стать модернизационная и инновационная. Рассмотрены основные факторы, определяющие характер и направления развития инновационной составляющей. Представлены структурные компоненты бизнес-модели, вид которой принимает сбалансированная бизнес-система промышленного предприятия, обусловливающая его устойчивое развитие
We suggest a fundamentally new development strategy of Russian industrial enterprises which should include modernization and innovation components as its main elements. The main factors defining the character and the development trends of the innovation component are considered. We also describe structural components of a business model which a balanced business system of an industrial enterprise securing its sustainable development turns into.

Ключевые слова:

  • промышленное предприятие
  • модернизационная и инновационная составляющие
  • стратегия управляемого развития
  • Keywords:

  • industrial enterprise
  • strategy of controlled development
  • modernization and innovation component
  • Обзор статьи

    Опыт развития российской национальной экономики и ее перевода на рыночные рельсы свидетельствует о том, что в России назрела необходимость создания принципиально новой стратегии хозяйствования, новой инфраструктуры предпринимательства и новых методов управления. В реальном секторе экономики стратегия развития должна быть направлена, в первую очередь, на реконструкцию и перевооружение действующих предприятий с учетом того обстоятельства, что формирование новых производств целесообразно лишь в тех случаях, когда это определяется требованиями научно-техническо-го прогресса, либо в ситуации, когда все возможности по наращиванию действующих мощностей исчерпаны. В современных рыночных условиях прогрессивными могут являться только те промышленные предприятия, производство которых активно и динамично реагирует на поставленные рынком задачи, где наилучшим образом удовлетворяются запросы потребителя, решаются проблемы поддержания конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивается высокая рентабельность и эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Производственный процесс на подобных предприятиях должен быть организован таким образом, чтобы избежать затоваривания ненужной продукцией и бесполезного расходования различных ресурсов. При разработке стратегии промышленных предприятий необходимо использовать инновационную составляющую как важнейший элемент системы обеспечения их конкурентоспособности. Характер инновационной составляющей, включаемой в систему стратегического менеджмента промышленных предприятий, и направления развития инновационной составляющей определяются следующими факторами. Промышленные предприятия играют ведущую роль в формировании совокупного предложения на рынке и, следовательно, их развитие должно быть направлено на обеспечение сбалансированности рыночных спроса и предложения, достижение устойчивого состояния экономики. В случае наступления этапа динамических рыночных изменений в экономике стратегия развития промышленных предприятий должна обеспечивать соответствие структурных изменений совокупного предложения спектра промышленной продукции усложняющимся изменениям в совокупном спросе. При этом препятствием неэффективному расходу ресурсов промышленными предприятиями является налаживание выпуска такой номенклатуры продукции, которая прививала бы новые потребности и активно формировала новый спрос. Кроме того, необходимо совершенствование сферы промышленного производства, подъем на качественно новый уровень теории и практики организационно-экономического обеспечения развития промышленных предприятий. Методологии этого вопроса большое внимание уделял Й. Шумпетер [3]. В соответствии с его теорией цикла на этапе начала экономического роста возможность массовых капиталовложений, появление новых предприятий и их корпоративных объединений обусловлены в значительной степени тем обстоятельством, что подъему предшествует период застоя, создающий необходимые условия для капиталовложений [3].

    Список использованной литературы

    1. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
    2. Инновационная экономика / под общ. ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.
    3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2