ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Региональный и отраслевой аспекты поведенческой экономики

REGIONAL AND SECTORAL ASPECTS OF BEHAVIORAL ECONOMICS



Г.А. Кононова
В.В. Циганов
G.A. Kononova
V.V. Tsiganov
galina682@mail.ru
tsvv@list.ru
профессор кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
Professor, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, Professor
Professor, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, Professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • поведенческая экономика
  • управление организацией
  • региональные и отраслевые факторы поведения работников
  • комплексные исследования
  • экономические последствия увольнений работников
  • Keywords:

  • behavioral economics
  • the management of the organization
  • regional and sectoral factors of the conduct of employees
  • complex research
  • economic effects termination of employment
  • В статье исследована проблема эффективной реализации принципов поведенческой экономики в практике управления организацией. Критерием оценки поведения работников, используемым в процессе управления персоналом, предложено принять степень совпадения интересов работников и организации.
    Авторами приведены результаты исследований взаимосвязи поведения работников и экономических результатов деятельности организации. Исследования выполнены в организациях инфраструктурных отраслей. Результаты исследований свидетельствуют о существенной значимости региональных и отраслевых факторов поведения работников, в свою очередь, влияющего на формирование экономических результатов деятельности организации. В статье раскрыты характер влияния основных региональных и отраслевых факторов и содержание соответствующих управленческих воздействий.

    The article focuses on the study of problems dealing with effective implementation of behavioral economics principles with regard to organization management. In this respect it is suggested to consider the degree of matching the interests of employees within a business entity to be an assessment criterion with reference to the behavior of employees engaged in the staff management. The authors provide results of the research of correlation between the conduct of employees and economic performance of the organization. The relevant studies have been conducted by the authors in the organizations of infrastructure industries. Research has shown significant importance of regional and sectoral factors of the conduct of employees, which in its turn, affects the formation of economic results of the performance of organization. The article reveals the nature of the impact of major regional and sectoral factors and describes the content of relevant managerial influences.

    Обзор статьи

    Проблема влияния поведения людей на экономические результаты функционирования какой-либо социально-экономической системы получила свое теоретическое и методологическое осмысление еще в 70-ые годы прошлого века и достаточно подробно исследовалась в нашей стране. Круг задач, решаемых исследователями в рамках названной проблемы, весьма широк.
    Известны комплексные исследования, выполненные в области социологии труда и социальной психологии малых групп. К примеру, можно упомянуть исследования, посвященные проблеме формирования трудовых ценностей работников организации, или исследования, направленные на оценку факторов формирования деловой культуры [1; 9]. В научной литературе значительное место отводится теории конфликтов, возникающих в трудовых коллективах [4]. Теоретические и практические вопросы поведенческой экономики, например, вопросы организации процесса мотивации персонала, формирования кадровой политики и т.п., подробно освещаются в ряде периодических журналов («Управление персоналом» и др.) [3; 10]. Исследуются особенности трансформации человеческого потенциала, трудового потенциала и человеческого капитала в контексте регионального рынка труда [7]. Проблемы поведенческой экономики рассматриваются исследователями и с позиции обеспечения профессиональной надежности работников [5; 8].
    Актуальность развития теоретических основ и методологии поведенческой экономики подтверждается признанием значимости результатов исследований в этой области, выполненных профессором Чикагского университета Ричардом Талером, получившим в октябре 2017 года Нобелевскую премию по экономике.
    В практической деятельности организации принципы поведенческой экономики целесообразно рассматривать в свете задач управления персоналом. Тогда, если в общем плане поведение человека можно представить, как проявление его взаимодействия с внешней средой, то в процессе управления персоналом организации принимаются во внимание только те взаимодействия работников с организацией, которые могут быть описаны совокупностью поступков, соответствующих экономическим интересам организации либо противоречащих эти интересам.
    Некоторые поступки работников оказывают достаточно сильное влияние на результаты деятельности организации. Раскроем этот тезис на примере такого поступка, как увольнение работника.
    Анализ экономических последствий увольнений работников, выполненный нами в транспортных организациях, позволил определить, что снижение прибыли организации и негативное изменение показателей ее экономической состоятельности являются, во-первых, результатом уменьшения дохода организации, а также снижения средней доходной ставки, ухудшающего перспективы организации в части формирования дохода. Во-вторых, следует упомянуть такой фактор, как возникновение дополнительных затрат и соответствующее повышение себестоимости продукции (услуг) в части накладных расходов. В соответствии с этим раскроем механизм влияния.
    1. Основными последствиями увольнений работников, приводящими к уменьшению дохода организации, а также к снижению средней доходной ставки, являются:
    - появление проблемы неполной обеспеченности организации персоналом и вызванное этой проблемой снижение объема или/и качества продукции (услуг). Падение деловой репутации организации в связи с невыполнением ею договорных обязательств и возможная потеря клиентов. Потеря клиентов должна рассматриваться как реальная угроза экономической безопасности организации, прежде всего, в инфраструктурных отраслях, для которых характерна высокая плотность конкурентной среды;
    - снижение (по сравнению со средним по организации уровнем) производительности труда и качества продукции (услуг) у работников, решивших сменить место работы, и у работников, находящихся в процессе адаптации. Так, исследования, проведенные нами в автотранспортных организациях, показали, что за 10-15 дней до увольнения работники становятся менее ответственными, не проявляют деловой активности и проявляют склонность к нарушению норм, принятых в организации. Период социальной и профессиональной адаптации длится у ремонтных рабочих до 2 лет, а у водителей – до 1,5 лет;
    - снижение уровня кадровой интегрированности, разрушение системы взаимных ожиданий и требований, складывающейся при условии относительно высокого уровня постоянства взаимосвязей, возникающих в трудовом процессе, и возникновение по этой причине негативного влияния социально-психологических факторов на производительность труда. Социометрические исследования в подразделениях зоны технического обслуживания выявили наличие существенной связи между степенью интегрированности в группах ремонтных рабочих, работающих в непосредственном контакте, и уровнем производительности труда в этих группах.
    2. В свою очередь, основными последствиями увольнений работников, приводящими к повышению себестоимости продукции (услуг) в части накладных расходов, следует назвать:
    - необходимость размещения дополнительной рекламы на рынке труда и организация набора и отбора новых работников;
    - организация стажировки, переподготовки и дополнительного обучения новых работников, а также проведение комплекса мероприятий по их последующей социальной и профессиональной адаптации.
    На примере не только увольнения, но и других поступков работников можно убедиться в необходимости соблюдения основных принципов поведенческой экономики в процессе управления персоналом. Если менеджеры организации принимают это условие, то при выборе ключевых позиций управления персоналом ими должны учитываться:
    - сила и характер влияния факторов, определяющие поведение работников (личностные, отраслевые, региональные и др.), а также степень управляемости этими факторами;
    - особенности поведения работников (спокойное, агрессивное или аффективное);
    - степень результативности отдельных методов управления, в т.ч. организационных, социально-психологических и экономических.
    В результате исследований, проведенных нами в основном организациях инфраструктурных отраслей, удалось аргументировать необходимость адаптации теории поведенческой экономики по отношению к реальным процессам управления субъектами региональной экономики. В частности, установлено, что рациональность не может быть безоговорочно принята при оценке поведения работников организации в качестве критерия оценки поведения, в то время как в теории бихевиоризма рациональность – это основной поведенческий критерий.
    В реальной практике управления оценка рациональности выполняется и активно аргументируется разными субъектами, и поведение, представляющееся одному из субъектов явно нерациональным, рассматривается другим субъектом как, безусловно, рациональное. Например, менеджер искренне считает нерациональным активное или скрытое сопротивление работников внедрению инноваций, поскольку такое внедрение повышает экономическую состоятельность организации, однако, с позиции работника, который с высокой степенью вероятности может быть уволен вследствие инновационных изменений и связанным с этим сокращением численности персонала, его поведение вполне рационально.

    Список использованной литературы

    1. Асаул А.Н. [и др.]. Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности. СПб.: АНОИПЭФ, 2011.
    2. Бутко Е.Я., Кононова Г.А., Циганов В.В. Проблемы эффективного управления персоналом в организациях инфраструктурных отраслей региона // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2016. № 3. С. 88–94.
    3. Гладюк Т. Сложные формулы заработной платы заставляют подозревать в обмане // Управление персоналом. 2016. № 7.
    4. Ершов В. Сотрудники ведут себя так, как им позволяет руководство // Управление персоналом. 2017. № 42.
    5. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н. Профессиональная надежность в контексте подготовки современных специалистов // Теория и практика современной науки. 2016. № 10 (16).
    6. Лалу Ф. Открывая организации будущего / пер. с англ. В. Кулябиной; науч. ред. Е. Голуб. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
    7. Малинин А.М., Андреева Д.А. Особенности трансформации человеческого потенциала, трудового потенциала и человеческого капитала в контексте регионального рынка труда // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2017. № 3 (63).
    8. Пугачева Е.В. Теоретические аспекты профессиональной надежности работника в организации // Современная психология. 2013. № 1.
    9. Пригожин А.И. Деловая культура: от исследований к преобразованию // Общественные науки и современность. 2016. № 6.
    10. Ходова Н. Несогласные с новой системой мотивации могут целым отделом перейти к конкурентам // Управление персоналом. 2017. № 41.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2