ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование основных направлений развития розничной торговли потребительской кооперации

FORMATION OF MAIN DIRECTIONS OF CONSUMERS’ COOPERATION RETAIL DEVELOPMENT



Г.Б. Комарова
У. Пулатова
G.B. Komarova
U. Pulatova
g_borisovna@mail.ru
sadikova.gavhar@mail.ru
профессор кафедры экономики и предпринимательства Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, кандидат экономических наук, профессор
старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, кандидат экономических наук
professor, the Department of Economics and Enterprise, the Institute of Economics and Trade, Tajik State University of Commerce, PhD in Economics, professor
senior teacher, the Department of Economics and Enterprise, the Institute of Economics and Trade, Tajik State University of Commerce, PhD in Economics
г. Душанбе, Республика Таджикистан
г. Душанбе, Республика Таджикистан
Dushanbe, Tajikistan
Dushanbe, Tajikistan

Ключевые слова:

  • кооперативные организации
  • Таджикистан
  • розничная торговля
  • модели управления
  • издержки обращения
  • цепочка ценностей
  • комплексный подход управления
  • Keywords:

  • cooperation organizations
  • Tajikistan
  • retail
  • management models
  • distribution costs
  • value chain
  • complex method of management
  • В статье рассматриваются вопросы модернизации розничной торговли потребительских коопераций в Республике Таджикистан. Автор обосновывают тезис о том, что интеграция торговой, заготовительной и производственной деятельности, создание на данной основе многоотраслевого комплекса позволит полнее удовлетворить покупательский спрос, улучшить качество товаров, повысить их конкурентоспособность.
    Авторы отмечают, что таким образом перспективы развития кооперативной розничной торговли следует рассматривать комплексно с другими отраслями деятельности.

    We consider the issues of modernizing retail in consumers’ cooperation in Tajikistan. We prove the point that the integration of trade, procurement and production activities as well as the development of a multi-industry complex on this basis will contribute to meeting the consumer demand, improving the quality of goods and increasing their competitiveness.
    We point out that that the prospects of cooperation retail development should be considered together with other branches.

    Обзор статьи

    Концепция функционирования потребительской кооперации включает в себя совокупность решений, определяющих тип социально-экономической ориентации и обеспечивающих повышение конкурентоспособности на потребительском рынке.
    Усиление конкуренции, определяющей факт выживания розничных кооперативных организаций в изменившихся условиях, требует новых подходов к системе управления, способных обеспечить стратегическое конкурентное преимущество. Прогнозирование развития розничной торговли потребительской кооперации как открытой комплексной хозяйственной системы необходимо согласовать с развитием внешней среды, в которой она функционирует как подсистема. С этой целью следует проанализировать эволюцию моделей и функций управления, отражающих основную тенденцию комплексного подхода.
    Практически до середины ХХ века основной моделью планирования в хозяйствующих организациях выступала «модель маршрута», которая принимается в рамках модели рациональных систем, не учитывающих процессы взаимодействия системы с внешней средой. Такая модель не может быть эффективной в условиях развивающегося рынка, тем более в рыночной экономике в связи с нестабильностью развития социально-экономической среды.
    Доминирующей моделью середины ХХ в. – начала ХХI в. является модель «компаса», суть которой заключается в том, что четко определяется цель, а средства ее реализации изменяются в связи с изменением условий среды и решаемых задач.
    Для конца ХХ века в мировой практике появляется принципиально новая модель «радара»: социально-экономические системы выбирают цели, прокладывают к ним четкие «азимуты» достижения промежуточных этапов, закладывают гибкие механизмы движения по ним.
    Модель «радара» более адаптивна к изменениям социально-экономической среды и допускает корректировку изменений не только показателей промежуточных этапов, но и самой цели развития системы. Также эта модель подразумевает применение более сложного математического аппарата и более емкой информационной базы для принятия управленческих решений [1. С. 258].
    Полученные результаты предварительных расчетов прогнозных показателей показывают, что достижение показателей, заложенных в программы развития системы потребительской кооперации, не решит полностью проблемы хозяйственной системы как подсистемы социально-экономической среды Республики Таджикистан.
    При определении направлений развития розничной торговли потребительской кооперации необходимо учесть, что на современном этапе розничные кооперативные предприятия обслуживают большую часть сельского населения страны. Исходя из этого, ресурсы экстенсивного развития торговли за счет роста количества торговых предприятий в основном исчерпаны, а процесс интенсификации торговой деятельности маркетинговыми и другими способами тормозится вследствие низких доходов сельского населения и недостатка оборотных средств. В этой связи инновационное развитие торговой отрасли потребительской кооперации должно быть связано с активизацией работы по созданию кооперативных торговых сетей, освоению городских рынков. С целью обеспечения эффективного управления издержками обращения розничной торговли потребительской кооперации необходим комплексный подход, сочетающий две концепции: целевого управления и механизмов самоорганизации.
    Сущность целевого управления текущими затратами заключается в стратегическом изменении структуры, состава и формирования текущих затрат и базируется на комплексной системе контроля за распределением ресурсов, формированием целей развития и оперативный контроль за их реализацией.
    Самоорганизация – это изменение состава, структуры и формирования текущих расходов под действием совокупности управляемых механизмов (факторов).
    На наш взгляд, система комплексного управления текущими расходами является наиболее универсальной системой и перспективной тенденцией организации управления текущих расходов в кооперативных организациях.
    Главным критерием эффективности такой системы является оптимизация эффективности текущих расходов вертикальных структурных элементов с одновременным включением горизонтальных процессов. При этом необходимо согласование интересов всех структурных подразделений. Это позволит рационализировать товаропотоки, усилить взаимодействие с местными органами власти, своевременно реагировать на изменение спроса покупателей, обеспечить финансовую устойчивость кооперативных организации.
    Деятельность кооперативных организаций обусловлена многообразием товарно-материальных и финансовых потоков, связанных наличием межотраслевой интеграции, спецификой рынков сбыта, для которых характерны низкая емкость и эластичность, разнообразие видов деятельности, сложная система контроля, недостаточная регламентированность документооборота и пр. Вышеперечисленные факторы вызывают необходимость совершенствования системы управления издержками обращения как в целом по системе, так и по розничной торговле в частности и с оптимизации издержек обращения.
    Таким образом, на наш взгляд, система комплексного управления текущими затратами представляет собой единую систему оптимизации текущих затрат по управлению материальными потоками товарных запасов от поставщика до потребителей.

    Список использованной литературы

    1. Газибеков С.А. Потребительская кооперация Республики Таджикистан. Душанбе, 2008.
    2. Cтатистическая отчетность Согдийского облпотребсоюза. Худжанд, 2016.
    3. Портер М. Международная конкуренция / под. ред., пер. с англ. В.Д. Шетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
    4. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. М.: Дашков и Ко, 2013. 656 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2