ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Модели совершенствования качества деятельности государственных учреждений

MODELS OF IMPROVING QUALITY OF STATE INSTITUTION’S ACTIVITY



С.С. Дымный
S.S. Dymniy
ydss@mail.ru
главный бухгалтер, Московский государственный университет геодезии и картографии
chief accountant; Moscow State University of Geodesy and Cartography
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • качество
  • деятельность государственных учреждений
  • модель совершенствования качества
  • качество государственной услуги
  • государственный сектор экономики
  • комплексные системы менеджмента
  • Keywords:

  • quality
  • activity of state institutions
  • model of quality improvement
  • quality of state service
  • state sector of economy
  • complex management systems
  • В статье раскрыто понятие качества деятельности государственного учреждения как некоммерческой организации по оказанию государственных услуг и предложена концептуальная модель качества деятельности государственного учреждения с учетом эффективности бюджетных расходов. Определены особенности элементов модели и показаны наиболее прогрессивные направления, связанные с повышением качества, в том числе с внедрением систем менеджмента качества, внутреннего контроля качества и проведением самооценки качества деятельности учреждения.

    We reveal the concept of the quality of state institutions’ activity as a non-profit organization providing state services and introduce a conceptual model of the quality of state institutions’ activity taking into consideration the effectiveness of budgetary expenditures. We define the characteristics of the elements of the model and show the most promising directions concerning quality improvement, including those connected with the introduction of quality management systems, internal quality control and self-assessment of quality of institution’s activity.

    Обзор статьи

    Развитие административной реформы в Российской Федерации, принятие законов и нормативных документов в области государственного и муниципального управления [1; 2; 3] определили необходимость совершенствования качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями (далее – ГУ). Вместе с тем во многих организациях бюджетной сферы, в том числе и учреждениях, пока ещё отсутствуют четко сформулированная политика в области качества, понятная руководству и исполнителям; целевая обратная связь с потребителями по формированию их удовлетворенности и лояльности; ясные стандарты качества предоставления услуги и обслуживания потребителей; сформированная система процессов в учреждении, нацеленная на качество результата; система внутреннего контроля, учета рисков и другие элементы управления качеством. В связи с этим разработка моделей совершенствования качества деятельности государственных учреждений, позволяющих повышать качество государственных услуг, является своевременной и актуальной.
    В теоретическом плане для построения моделей совершенствования качества необходимо сформулировать понятия, связанные с качеством деятельности ГУ. Несмотря на многочисленные исследования в данной области [5; 7; 9; 10; 12] следует уточнить некоторые определения, до сих пор недостаточно четко идентифицированные в научной литературе, а именно такие понятия, как: «качество государственной услуги», «качество процессов предоставления услуги» и в целом «качество деятельности государственного учреждения» как самостоятельных и взаимосвязанных объектов категорий качества. В данном исследовании автор будет исходит из установки, принятой многими учеными [6; 8; 11], что понятие качества объектов деятельности государственных организаций должно аккумулировать в себе: наработки теории Всеобщего менеджмента качества и рассматриваться в соответствии с принятой международной и отечественной базой стандартов; установки моделей сферы услуг как предмета экономической науки; положения теории государственного и муниципального управления, а также основы формирования бюджетных отношений и государственного сектора экономики, обуславливающих специфику процессов деятельности государственных учреждений. Поэтому категория качества в области деятельности государственных учреждений будет рассматриваться с позиции характеристик государственного управления и предоставления государственных услуг в рамках бюджетного процесса и управления качеством ГУ.
    В соответствии с Гражданским Кодексом учреждения, в том числе и государственные, являются некоммерческими организациями, созданными для осуществления социально-культурных, управленческих или других функций некоммерческого характера и финансируемыми полностью или частично из государственного бюджета. В ФЗ-210 [1] установлено, что в ходе реализации функций формируются государственные услуги, которые осуществляются по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами РФ, и которые являются основным результатом деятельности ГУ. В мировой практике выделяются особенности оказания услуг как продукта особого вида, которые включают: нематериальную сущность услуг, то есть невозможность вещественного измерения и предварительного оценивания фактического результата; наличие некоторых материальных элементов, сопровождающих услугу, например, помещения, оборудования и другое; «процессность» услуги, то есть ее протекание во времени в ходе ее предоставления и создания окончательного результата только при завершении предоставления услуги; невозможность возврата предоставленной услуги и обслуживания (ремонта) после ее оказания; участие самого потребителя услуги в процессе ее оказания, субъективизм восприятия услуги потребителем в соответствии с его ожиданиями. Такие особенности формируют специальные подходы и методы в менеджменте сферы услуг. Некоммерческий характер предоставления государственных услуг так же обуславливает дополнительные сложности с планированием, контролем и оценкой получаемого результата как с количественной, так и с качественной точки зрения. Также важно отметить, что услуги, создаваемые в государственном секторе экономики, связаны с финансированием деятельности из государственного бюджета, что также накладывает множество ограничений на содержание и качество услуг такого рода. Следовательно, модели совершенствования качества деятельности ГУ должны опираться на мировой и отечественный опыт в области совершенствования качества некоммерческих услуг общественной сферы, а также учитывать проблемы эффективности использования бюджетных расходов как финансовой основы деятельности ГУ и его качества. Поэтому известные модели качества услуг типа SERVQUAL, SERVPERF и подобные, в основном нацеленные на маркетинговые методы коммерческих организаций, могут быть использованы только частично с корректировкой на особенности предоставления учреждениями государственных услуг и формирования качества в бюджетной сфере.
    По мнению автора, концептуальная модель формирования качества деятельности ГУ должна содержать взаимосвязь обязательных элементов, соответствующих базовым положениям теории Всеобщего менеджмента качества (TQM) [6; 11] с учетом специфики бюджетной сферы государственного управления, а именно: подробное содержание требований и ожиданий заинтересованных сторон в отношении государственных услуг, предоставляемых учреждениями, и его деятельности; выявление целевых результирующих характеристик услуги и показателей процессов (функций) деятельности государственных учреждений; формирование системы процессов (функций), бюджетных процедур по достижению результирующих показателей с соблюдением норм бюджетных расходов; постоянный мониторинг и оценка качества различных объектов (услуг, процессов, деятельности в целом), включающий такие комплексные показатели, как удовлетворенность (лояльность) качеством всеми заинтересованными сторонами и эффективность использования бюджетных средств; реализация обратной связи и актуализация; разработка мероприятий для повышения комплексного качества деятельности ГУ.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2018).
    2. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 (ред. от 25.01.2018 г.) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Булышева Л.А., Лосева Н.В., Катаев М.Ю. Методика оценки качества оказания услуг в государственном учреждении на основе бизнес-процессов // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 170–178.
    6. Горбашко Е.А. Повышение качества управления на основе менеджмента качества // Стандарты и качество. 2009. № 3. С. 88–89.
    7. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления. 2016. № 2. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/07/?print (дата обращения: 15.05.2018).
    8. Леонова Т.И., Жукова А.Г. Развитие внутреннего финансового контроля при выполнении бюджетных процедур в исполнительных органах государственной власти на основе процессного подхода // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 4. С. 43–49.
    9. Наумова И.В., Борисова Д.С. Проблемы оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг // Лучшая студенческая статья – 2018: сб. статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 56–60.
    10. Маслов Д.В. Методы и модели менеджмента качества в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации // Реформы и право. 2008. № 3.
    11. Окрепилов В.В. Повышение качества государственных услуг посредством внедрения систем менеджмента качества // Теория и философия хозяйства. 2012. № 6. С. 9–12.
    12. Савина М.Ю. К вопросу о качестве услуг, оказываемых государственными учреждениями // Научная интеграция: сб. научных трудов. М.: Перо, 2016. С. 767–772.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2