Современное состояние автомобильного рынка России в условиях внешнеэкономических санкций

CURRENT STATE OF RUSSIAN CAR MARKET UNDER FOREIGN ECONOMIC SANCTIONS



С.А. Багратуни
S.A. Bagratuni
barlecorn@mail.ru
стажер кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
trainee, the Department of Statistics and Econometrics, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • автомобильная промышленность
  • внешнеэкономические санкции
  • себестоимость автомобилей
  • направления модернизации автомобильной отрасли
  • Keywords:

  • car industry
  • foreign economic sanctions
  • cost price of cars
  • directions for modernization of car industry
  • Анализируются проблемы автомобильного рынка России, рассматриваются причины низких показателей доходности инвестиций в автомобильную промышленность. Обосновывается необходимость и направления модернизации механизмов государственного регулирования данного сектора экономики.

    We analyze the problems of Russian car market and consider the reasons for low rate of return of the investment in car industry. We substantiate the need and directions for the modernization of the mechanisms of the state regulation of the economic sector in question.

    Обзор статьи

    Современная автомобильная промышленность России является одной из наиболее значимых и перспективных отраслей национальной экономики. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, доля автомобильной промышленности в ВВП страны на конец 2017 года составила 1,5%, что обеспечило занятость 1,4 млн человек [10]. Существующая структура отрасли является результатом экономического роста 2000–2008 года и ожиданий участников рынка в отношении внутреннего потребительского спроса, инвестиционной привлекательности и развития экспорта. Изменение спроса на продукцию автомобильной промышленности формирует потребность в продукции смежных отраслей, таких как химическая, металлургическая промышленность и машиностроение, что косвенно влияет на занятость 3,5–4,0 млн человек [7]. Программа внедрения промышленной сборки, реализуемая правительством РФ с 2005 года и предусматривающая определенные льготы для производителей, локализующих производство на территории России, оказывает благоприятное воздействие на инвестиционную привлекательность предприятий, выпускающих автомобили и компоненты.
    Однако экономическая обстановка, наблюдаемая на глобальных рынках после кризиса 2008 года, оказывает существенное влияние на развитие автомобильной отрасли. Падение уровня экономической активности в промышленности и в отрасли строительства вызывает снижение спроса на грузоперевозки, что отрицательно влияет на продажи грузовых автомобилей и спецтехники [8]. Снижение реально располагаемых доходов [4], обусловленное изменениями в экономике, оказывает негативное воздействие на покупательную способность населения и, как следствие, на продажи новых легковых автомобилей [8]. Реализация мер государственной поддержки предприятий автомобилестроения, таких как субсидирование производителей, льготное кредитование, прямые инвестиции в отрасль, сдерживают ускорение падения рынка [9]. Тем не менее, начиная с 2012 года, наблюдается неизменное снижение объема продаж автомобилей [10].
    В текущих условиях ведения хозяйственной деятельности конкуренция между автопроизводителями усиливается, часть игроков покидает рынок или сворачивает инвестиционные программы, направленные на развитие производственных мощностей. Последствия этих действий ощущаются на уровне производителей автомобильных деталей и компонентов и в других отраслях [5]. Одной из основных причин, которые оказывают влияние на низкие показатели доходности инвестиций в автомобильную отрасль на данном этапе ее развития, является низкая доля локализации производств, несмотря на значительную государственную поддержку [10]. На конец 2017 года средняя доля импортных компонентов в составе себестоимости автомобилей, произведенных на территории страны, составляет 72%. Однако существует ряд других причин, ограничивающих рост доходности российских автопроизводителей, которые разделяются для традиционных локальных производителей и организаций, занятых сборкой иностранных автомобилей:
    ● традиционные российские производители:
    - низкое качество и отсутствие конкурентных преимуществ, позволяющих выйти на иностранные рынки с низкими входными барьерами;
    - несформированные бренды, которые приводят к высоким коммерческим затратам на продвижение товара;
    - высокие входные барьеры на растущие азиатские и ближневосточные рынки;
    ● сборщики иностранных автомобилей:
    - низкий уровень развития производства комплектующих на локальном рынке, который объясняет высокие логистические затраты;
    - падающий уровень спроса, который не позволяет реализовать эффект масштаба и компенсировать таким образом высокую долю импортных компонентов в составе себестоимости.
    Таким образом, существует необходимость в модернизации механизмов государственной интервенции в данный сектор экономики с целью получения положительных финансовых результатов и возмещения бюджетных затрат. Модернизация, в частности, необходима в следующих направлениях:
    ● создание на территории России центров по проведению исследований и разработок, направленных на развитие технологий производства, подготовку к производству новых моделей техники;
    ● снижение доли импортных компонентов за счет повышения числа технологических операций, выполняемых на территории РФ;
    ● ориентация местных производителей на экспортный рынок за счет обеспечения конкурентоспособной стоимости изделий и повышения качества продукции.
    Некоторые существующие проблемы предполагается решить за счет внедрения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года [1]. В частности, данный документ предполагает отказ от прямой экономической помощи предприятиям-производителям и прекращение льготного автокредитования. Вместо этих мер предполагается государственное участие путем помощи в создании благоприятных условий для выхода на экспортные рынки. Кроме того, стратегия развития предполагает повышение качества производимых на территории РФ компонентов, повышение их конкурентоспособности за счет снижения себестоимости производства. По мнению разработчиков стратегии, это позволит включить российские предприятия в глобальную цепочку создания стоимости за счет использования предприятий, осуществляющих промышленную сборку иностранных автомобилей [1].
    Тем не менее, следует отметить, что по состоянию на апрель 2018 года наблюдается значительный рост давления на российскую экономику со стороны внешнеэкономических санкций западных стран. Действия США и стран, входящих в ЕС, являются причиной значительного снижения курса национальной валюты по отношению к основным торговым валютам – доллару США и Евро. Негативное влияние санкций приводит к необходимости пересмотра основных положений стратегии развития автомобильной отрасли.

    Список использованной литературы

    1. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №2155 от 27.12.2013 «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года. Проект. 72 с. // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/news/31504/ (дата обращения: 10.04.2018).
    3. О проекте стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/news/31504/ (дата обращения: 10.04.2018).
    4. Доходы россиян: четыре года непрерывного падения // Газета.ru: [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/25/11625727.shtml (дата обращения: 10.04.2018).
    5. Обзор рынка черной металлургии. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ // Deloitte: [сайт]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/manufacturing/articles/2017/overview-of-steel-and-iron-market-2017.html. (дата обращения: 10.04.2018).
    6. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М., 1993. 393 с.
    7. Савилова Е.В. Российское автомобилестроение: проблемы конкуренции / Нижегородский государственный университет. 8 с.
    8. Рынок грузовых автомобилей и спецтехники. IV квартал 2016 / Агентство «Автостат».
    9. Рынок легковых автомобилей: IV квартал 2015 / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Центр развития. 2016. 55 с.
    10. Тенденции развития автомобильной промышленности, результаты 2014–2015 годов и среднесрочные перспективы развития отрасли / Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития секторов экономики. 2016. 10 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2