ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу нормативно-правового обеспечения качества подготовки профессиональных кадров в сфере транспортно-логистических услуг

ON REGULATORY SUPPORT OF TRAINING PROFESSIONALS IN TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES



В.М. Аристов
А.М. Аристов
V.M. Aristov
A.M. Aristov
vasily.aristov@yandex.ru
armav17@yandex.ru
доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», кандидат экономических наук
доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Management and Marketing, St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Economics and Management of Enterprises and Production Complexes, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • система
  • нормативные документы
  • менеджмент
  • логистика
  • транспортно-логистические услуги
  • алгоритм
  • профессиональные кадры
  • обеспечение качества
  • Keywords:

  • system
  • regulatory documents
  • management
  • logistics
  • transport and logistics services
  • algorithm
  • professional staff
  • quality assurance
  • Проведен анализ проблемы компетентностно-ориентированной подготовки профессиональных кадров в сфере транспортно-логистических услуг. Рассмотрен алгоритм соответствия (оценки) уровня компетентности и пригодности профессиональных кадров в сфере транспортно-логистических услуг, выявлены методологические аспекты по имплементации решений, связанных с условиями прозрачности реализации профессиональных стандартов.система; нормативные документы; менеджмент; логистика; транспортно-логистические услуги; алгоритм; профессиональные кадры; обеспечение качества

    We carry out the analysis of the problem of competence-oriented training of professionals in transport and logistics services. We consider the algorithm of conformity (assessment) of the level of competence and aptitude of professionals in the field of transport and logistics services. Methodological aspects concerning the implementation of decisions connected with the transparency in the application of professional standards are looked at.

    Обзор статьи

    В настоящее время развитие кадров в сфере транспортно-логистических услуг в России претерпело большие изменения. Это связано, во-первых, с тем, что увеличились в экономическом плане логистические издержки для обеспечения качества функционирования транспортных предприятий, занятых исключительно организацией перевозок грузов в цепях поставок. Во-вторых, с ростом требований к подготовке профессиональных кадров по логистике, которая в обязательном порядке должна осуществляться в соответствии с принимаемыми на государственном уровне федеральными законами, закрепляющими основные положения и обеспечивающими необходимый уровень знаний, умений и навыков.
    При этом большинство принятых профессиональных стандартов ориентированы не на овладение компетенциями в сфере логистики, а на получение трудовых функций в конкретных функциональных транспортно-логистических областях: снабжение, производство, сбыт, транспортировка, складирование, управление закупками и так далее.
    Наряду с этим проблемный характер принимаемых профессиональных стандартов заключается в том, что обозначенные в них трудовые функции по подготовке логистических кадров не соотносятся с образовательными стандартами, в которых в настоящее время закреплены компетенции, направленные только на овладение знаниями, умениями и навыками по изучаемой дисциплине (модулю).
    Роль проводимого исследования усиливается тем, что формирование системы нормативно-правового обеспечения качества подготовки профессиональных кадров по логистике должна включать в себя анализ характера развития основных нормативно-правовых документов в области логистики, а также разработку алгоритма соответствия (оценки) уровня качества подготовки профессиональных кадров в сфере транспортно-логистических услуг.
    За последние четверть века глобальный вектор инерционного развития мирового общества существенно повлиял на образовательную среду. Изменения коснулись как технологий в различных сферах экономики, так и перехода от количественной к качественной теории развития экономики государства. В данном случае внедрение инноваций поспособствовало изменению требований в области образования. В свою очередь, изменился подход к получению образования в сфере логистики.
    В исследовании В.В Борща [7], посвященном подготовке кадров в области логистики, рассматривается точка зрения, связанная с тем, что вследствие образования новых потребностей бизнеса (рост рынка логистических услуг, оптимизация логистических издержек, инновации в логистике и др.) произошло увеличение потребности в квалифицированных кадрах с базовым образованием в области логистики, и усилилась конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Хотя потребность в логистических кадрах существует, однако, качественных изменений перехода из традиционных в инновационные методы логистического управления не произошло.
    В труде В.М. Приходько [8] было выявлено такое противоречивое мнение, что представители вузов и логистических организаций совместно согласовывают перечень профессиональных компетенций, которыми должен быть сформирован у обучающихся вузов. Однако в процессе получения диплома о высшем образовании и дальнейшем трудоустройстве на логистическом предприятии выясняется, что будущий молодой специалист не готов решать сложные практические задачи в области логистики. При этом авторами принимается во внимание актуальность унификации компетенций, закрепленных в федеральном государственном образовательном стандарте с трудовыми функциями, предлагаемыми в качестве подготовки логистических кадров.
    В качестве одного из решений проблемы гармонизации требований логистических предприятий и возможностей вузов по программам логистики должно стать единство понимания целей и задач в формулировках компетенций по подготовке логистов, а также сохранение фундаментальной преемственности передачи опыта и знаний обучающимся по программам логистики.
    Кроме того, авторами закреплен очень важный аспект, обусловленный тем, что методологическим основанием инновационной подготовки логистов к конкурентоспособной профессиональной деятельности должна стать интеграция образования с передовой наукой, реальным производством, технологиями и инновационным бизнесом, что формирует особую модель социального партнерства, ориентированную на равноправное сотрудничество всех его участников.
    Если рассматривать проблему подготовки профессиональных кадров по логистике с точки зрения практики, то можно заметить, что разработаны требования профессиональных стандартов в сфере транспортно-логистических услуг, в частности, такие профессиональные стандарты, как специалист по логистике на транспорте, логист автомобилестроения, специалист по логистике в сфере обращения с отходами и др.

    Список использованной литературы

    1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 октября 2014 г. № 721н «Об утверждении профессионального стандарта "Логист автомобилестроения"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. № 616н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по логистике на транспорте» (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1147н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по логистике в сфере обращения с отходами"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Аристов В.М. Анализ нормативно-правового обеспечения транспортировки грузов в цепях поставок // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 2. С. 128–131.
    7. Борщ В.В., Демин В.А., Сазонова З.С. Формирование и реализация основных и дополнительных образовательных программ в области логистики // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 108–113.
    8. Приходько В.М., Борщ В.В., Сазонова З.С. Подготовка логистов в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 126–133.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2