ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Религиозная сегрегация как основание утраты государственного суверенитета

RRELIGIOUS SEGREGATION AS THE REASON OF LOSS OF NATIONAL SOVEREIGNTY



П.Н. Маюров
P.N. Mayurov
mayurov2010@mail.ru
аспирант II курса юридического факультета кафедры теории истории государства и права, Университет при МПА ЕврАзЭС
a 2-d year PhD student, Law Faculty. the Department of Theory and History of State and Law, Inter-regional Institute of Economics and law at the EurAsEC, Russia
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • Белая Русь
  • Великое княжение
  • Литва
  • православие
  • католичество
  • князь
  • литовско-русское государство
  • Польша
  • сегрегация
  • сейм
  • феодализм
  • феодальная раздробленность
  • Keywords:

  • White Russia
  • Great reigning
  • Lithuania
  • Orthodoxy
  • Catholicism
  • the Prince
  • the Lithuanian-Russian state
  • Poland
  • segregation
  • feudalism
  • feudal dispersion
  • В статье рассматривается проблематика политической борьбы и сегрегации на религиозной основе в Великом княжестве литовском, русском и жемайтском. Изучаются проблемы сходств и различий в легитимации литовских князей в рамках православной и католической политической традиции. Изучаются последствия принудительного насаждения католицизма в литовско-русском государстве и проблемы государственного развития после территориальной экспансии и превращения литовско-русского государства в Великое княжество в XIV в. Рассматриваются проблемы борьбы православной и католической феодальной элиты в гражданской войне начала XV в.

    The article focuses on problems of political struggle and segregation on religious grounds in the Grand Duchy of Lithuania. It examines issues related to similarities and differences in legitimation of Lithuanian princes in the context of Orthodox and Catholic political tradition. The article studies consequences of the forceful imposition of Catholicism in the Lithuanian-Russian state and analyzes problems of state development after the territorial expansion and turning of the Lithuanian-Russian state into Grand Duchy in XIV-th century. The problems of struggle between Orthodox and Catholic feudal elite during the civil war at the beginning of the XV-th century.

    Обзор статьи

    Введение
    Проблематика сохранения единства страны в условиях фактического расслоения общества по признаку религиозной принадлежности обладает исключительной актуальностью для своего изучения в настоящее время. Трансформация литовско-русского государства в XIV в. в феодальное Великое княжение, которое включало подавляющее большинство земель Киевской Руси, привело к кризису политического строя. Государственное устройство шло по пути слияния прежде регионального государства и присоединённых русских княжеств. При этом система власти и управления и, в первую очередь, сама легитимация власти литовских князей в рамках собственно «литовских» земель отличалась от традиций киевского княжения. Данное обстоятельство вызвало двойственность государственной системы, которую возглавляли Великий князь литовский в качестве верховного сюзерена и Великий князь русский, чьё могущество было связано с поддержкой православных феодалов русских земель.
    Литовско-русское государство даёт пример возникновения, развития и негативного разрешения проблем достижения социального мира в стране. Используя многовековой опыт государственного строительства, можно избежать подобных ошибок в будущем. Литовско-русское государство утратило свой суверенитет и единство, будучи включенным в состав Речи Посполитой. Утрата суверенитета государственной власти для нарождавшегося белорусского народа привело к тяжким последствиям социального развития. На протяжении многих веков население Белой Руси отстаивало свою свободу и независимость. Изучение опыта поиска социального компромисса обладает исключительной важностью для развития страны. Вопросы изучения истории литовско-русского государства был рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных учёных. В их числе необходимо отметить: В.Б.Антоновича, С.А. Беляева, И.У. Будолвница, Н.С. Голицина, Э. Гудавичюса, Б.Д. Грекова, Д.Л Похилевича, А.Е. Преснякова, К.М. Любавского, О.М Рапова, А.Л Хорошкевича, Л.В Черепнина, М.Ф. Шабульдо, А.А. Шахматова и др. При этом многие вопросы гражданской войны XV в. не нашли своего должного освещения в трудах современных исследователей.
    Целью работы является исследование государства и права Великого княжества литовского, русского, жемайтского для выявления закономерностей эволюции его строя в аспекте проблематики объединения русских княжеств. Объектом работы являются источники по истории литовско-русского государства, хроники, литературные произведения. Предметом работы выступают основные закономерности трансформации литовско-русского государства в условиях гражданской войны XV в. Методологическую основу работы составляют различных общенаучных и специальных юридических методы, способы и принципы познания.
    Основная часть
    Противоречие интересов католической и православной феодальной элиты в литовско-русском государстве в XV в. привело к гражданской в войне и противостоянию с московским государством. В области правового регулирования противоречие воплотилось в религиозные и политические формы институтов государственности, которые были различны для православных и католиков. Древние языческие нормы и традиции к этому времени постепенно ушли в прошлое. Земли первоначального литовско-русского государства, оформившегося в XIII в., ядро которого было сформировано из территорий Литвы и Белой Руси, отличались по своему устройству и феодальной элите от присоединённых территорий южных и восточных русских земель. Территория Литвы за столетие с середины XIV по начало XV в. увеличилась в четыре раза. Важнейшее отличие присоединённых земель было в ином религиозном и отчасти национальном составе [4. С. 132].
    Русские князья, прежде являвшиеся полновластными хозяевами своих земель, в «литовских» землях оказались уравнены с боярством. Но, тем не менее, полномочия литовских князей были ограничены. Многочисленные феодалы были готовы поддержать княжескую власть, не обладавшую значительным доменом и ресурсами для содержания войска, только при её служении их интересам. Литовские князья всегда избирались панами Рады или силой добивались трона. Только после этого совершался обряд коронации. Вопросы догматики и особенностей вероисповедания не имели непосредственного отношения к политическому конфликту русской феодальной элиты и связанных с правящим литовским княжеским родом князей и боярства. Феодальная элита Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Смоленского и других княжеств требовала предоставления для себя прав и привилегий и представительства на феодальных съездах, а так же религиозной веротерпимости [5. С. 32].
    Чем больше становилась территория государства, тем сложнее литовским князьям становилось её контролировать. Они обладали ограниченными ресурсами. Литовские князья приобретали титул Великих русских князей на основе владения Киевом. Но существовало Московское Великое княжение, и московские князья воспринимали себя единственными легитимными Великими князьями русской земли. Поэтому литовским князьям приходилось использовать политику веротерпимости и компромисса с феодальной элитой своей страны. Православная церковь отказала в учреждении двух митрополий. Метания митрополита Киприяна в XIV в. завершились выбором Москвы, а не Вильно [4. С. 145]. Православная церковь тяготела к Москве, она не могла поддерживать позицию изначально языческих литовских князей. Для них вероотступничество было частью стратегии приобретения и сохранения власти.

    Список использованной литературы

    1. Антонович В.Б. Очерк истории великого княжества Литовского. Киев, 1878. 749 с.
    2. Беляева С.А. Южнорусские земли во второй половине XIII–XIV вв. Киев, 1982. 442 с.
    3. Грамоты великих князей литовских и удельных с 1390 по 1569 год. Киев, 1868. 473 с.
    4. Греков Б.Д., Шахматов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV веках. М., 1986. 566 с.
    5. Кром М.М. Между Русью и Литвой. М., 1995. 320 с.
    6. Леонтович Ф.И. Очерки истории литовско-русского права. СПб., 1894. 460 с.
    7. Летописи белорусско-литовские // ПСРЛ. Т. 35. М., 1980.
    8. Ливонская хроника Германа Вартберга // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2. Рига, 1879.
    9. Любавский М.К. Литовско-русский сейм. СПб., 1890. 489 с.
    10. Маюров П.Н. Классическая теория применения уголовных наказаний в странах Западной Европы XIX в. // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: сб. статей Международ. науч.-практич. конференции (6 октября 2017 г., г. Челябинск). Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 104–108.
    11. Маюров П.Н. Правовое и идеологическое обоснование интеграционных процессов на рубеже XIX–XX вв. // Интеграция науки и образования как основа эволюции Евразийского экономического союза: сб. ст. по материалам Евразийского научного форума 08 декабря 2017 г. / общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Часть II. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. С. 301–305.
    12. Маюров П.Н. Проблемы реализации государственного принуждения в странах западной Европы на рубеже XIX–XX вв. // Актуальные проблемы правоведения–2017: материалы международ. науч. конференции, посв. дню Конституции Российской Федерации. Псков: Псковский государственный университет, 2017. С. 185–191.
    13. Хроника Быховца // ПСРЛ. Т. 32. М., 1975.
    14. Якубовский И. Земские привилегии Великого княжества Литовского // Журнал Мин. нар. Просвещения. 1903. № 6. С. 263–296.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2