ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности фискальных барьеров при доступе на рынок услуг по проведению научно- исследовательских работ в свободных (особых) экономических зонах государств Евразийского экономического союза (на примере налоговых льгот и «дедушкиной оговорки»)

CHARACTERISTICS OF FISCAL BARRIERS WHEN ENTERING SCIENTIFIC RESEARCH SERVICES MARKET IN FREE (SPECIAL) ECONOMIC ZONES OF MEMBERS OF EURASIAN ECONOMIC UNION (BY THE EXAMPLE OF TAX INCENTIVES AND GRANDFATHER PROVISION)



Д.А. Курочкин
D.A. Kurochkin
den.al.kurochkin@gmail.com
преподаватель кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета, младший научный сотрудник Института права БРИКС
teacher, the Department of Financial Law, the Ural State University of Law, junior scientist, the Institute of Law of BRICS
г. Екатеринбург
Yekaterinburg

Ключевые слова:

  • свободная (особая) экономическая зона
  • резидент свободной (особой) экономической зоны
  • научно-исследовательская деятельность
  • субъект научной деятельности
  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
  • единый рынок услуг в области научно-исследовательских работ
  • фискальные барьеры
  • налоговые льготы
  • «дедушкина оговорка»
  • стабилизационная оговорка
  • Keywords:

  • free (special) economic zone
  • resident of free (special) economic zone
  • scientific research
  • subject of scientific research
  • Eurasian Economic Union
  • single market of scientific research services
  • fiscal barriers
  • tax incentives
  • grandfather provision
  • Статья посвящена правовым проблемам доступа субъектов научной деятельности в свободные экономические зоны государств ЕАЭС.
    Автором впервые предпринята попытка изучения проблем евразийской интеграции в контексте формирования единого рынка услуг в области научно-исследовательских работ на территориях свободных экономических зон и выявления конкретных фискальных барьеров в данной области. По результатам сравнительно-правового анализа автором поставлена проблема содержательно неэквивалентного регулирования налоговых льгот для резидентов свободных экономических зон государств ЕАЭС, в том числе осуществляющих научно-исследовательскую деятельность. Различия в содержании налоговых льгот и правовых конструкциях стабилизационных оговорок могут дать негативный эффект при распределении научных ресурсов в СЭЗ евразийского региона. Сделан вывод о том, что налоговые льготы и «дедушкина оговорка» должны быть гармонизированы или единообразно регламентированы в договорно-правовой базе ЕАЭС.

    The research is devoted to the legal problems of the access of scientific research subjects to free economic zones of Eurasian Economic Union countries.
    We make the first attempt to study the problems of Eurasian integration in the context of creating a single market of services in the field of scientific research in free economic zones and to reveal specific fiscal barriers in the area in question. Having made a comparative and legal analysis, we state the problem of non-equivalent regulation of tax incentives for the residents of free economic zones of member states of Eurasian Economic Union including scientific research organizations. The differences in tax incentives and legal constructions of grandfather provision may negatively affect the distribution of scientific resources in free economic zones of Eurasia. We make a conclusion that tax incentives and grandfather provision should be harmonized or uniformly regulated in the contractual legal framework of Eurasian Economic Union.

    Обзор статьи

    Введение
    Внимание к научно-исследовательской деятельности и проблемам ее осуществления на евразийском пространстве по правилам единого рынка обусловлено текущей стадией евразийской интеграции, предусматривающей формирование на базе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) единого рынка услуг в отдельных секторах экономики (хозяйствования).
    Перечень некоторых секторов, в которых единый рынок услуг признан функционирующим, утвержден Высшим Евразийским экономическим советом на основании согласованных предложений государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК). Так, Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 г. № 110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза» к таким секторам услуг отнесены сектора общих строительных работ по сооружению некоторых видов объектов, услуг в инженерных областях, франчайзинговых услуг, услуг гостиниц и предприятий общественного питания (в некоторой части) и т.д.
    Порядок и этапы формирования единого рынка услуг по остальным секторам предусматриваются планами либерализации, разрабатываемыми на основании согласованных предложений государств-членов ЕАЭС и ЕЭК, утверждаемыми Высшим Евразийским экономическим советом. Планы либерализации могут предусматривать для отдельных государств-членов ЕАЭС более поздние сроки либерализации отдельных секторов услуг, что не является препятствием для других государств-членов ЕАЭС к созданию единого рынка в таких секторах услуг на условиях взаимности.
    Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 г. № 23 «Об утверждении планов либерализации по секторам услуг, указанным в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 30» утверждены планы либерализации в том числе по секторам услуг: (1) по проведению научно-исследовательских работ и внедрению в области общественных и гуманитарных наук и (2) по проведению научно-исследовательских работ и созданию опытных разработок в сфере естественных наук. Исполнение данных планов возложено на соответствующую рабочую группу Евразийской экономической комиссии [1].
    В соответствии с планами либерализации начало функционирования единого рынка в секторах услуг по проведению научно-исследовательских работ отводится на 2020 год.
    Также следует отметить, что на некоторых территориях государств ЕАЭС устанавливается особый, отличный от общеустановленных правил правовой режим некоторых видов деятельности, в том числе научно-исследовательской деятельности. В свободных (особых) экономических зонах (далее – СЭЗ) в государствах ЕАЭС, как правило, вводится ряд изъятий из общих режимов правового регулирования: специальным режимом СЭЗ регулируются вопросы регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции, рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, иностранной валюты, земельной собственности, международной торговли и любых требований финансовых инспекций, органов статистики, стандартов и здравоохранения [12. С. 21]. В этом плане СЭЗ выступают в качестве одного из основных инструментов стимулирования инвестиций [13. С. 88].
    При всех своих достоинствах в контексте евразийской интеграции СЭЗ не должны рассматриваться как «экономические гавани» для национальных субъектов; в силу этого исключается введение необоснованных барьеров и препятствий для доступа в СЭЗ субъектов из других государств-членов ЕАЭС, которые бы создавали экономическое преимущество национальным субъектам [16. C. 22].
    Поскольку большинство СЭЗ сопряжено в том числе с проведением научно-исследовательских и технико-внедренческих работ, и, более того, создание некоторых СЭЗ обусловлено именно необходимостью научно-технического развития в целом либо в отдельных областях знаний и практики , то обеспечение сопоставимых условий доступа на рынок услуг по проведению научно-исследовательских работ в СЭЗ государств ЕАЭС для всех субъектов научной деятельности, происходящих из государств ЕАЭС, является актуальным (и, добавим, практически неисследованным) правовым аспектом евразийской интеграции.

    Список использованной литературы

    1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 г. № 16 «О рабочих группах по секторам (подсекторам) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    3. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Налоговый кодекс Республики Армения от 01.11.2016 г. № ЗР-165 // Официальный сайт Центра переводов Министерства юстиции Республики Армения. URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Codes/ Harkayin_orensgirq_ru.pdf (дата обращения 01.02.2018).
    6. Закон Республики Армения от 31.07.1994 г. № ЗР-115 // База данных «Законодательство стран СНГ»: [сайт]. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2954 (дата обращения: 01.02.2018).
    7. Кодекс Республики Казахстан от 25.12.2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // База данных «Законодательство стран СНГ»: [сайт]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=102885 (дата обращения 01.02.2018).
    8. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 г. № 71-З // Официальный сайт по размещению кодифицированных актов Республики Беларусь. URL: http://налоговый-кодекс.бел/ (дата обращения 01.02.2018).
    9. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17.10.2008 г. № 230 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики: [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202445/720?cl=ru-ru (дата обращения 01.02.2018).
    10. Закон Кыргызской Республики от 27.03.2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» // База данных «Законодательство стран СНГ»: [сайт]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3560 (дата обращения 01.02.2018).
    11. Белицкая А.В. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. 2016. № 3. С. 25–31.
    12. Бердибаева К.Т. Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 1(22). С. 21–24.
    13. Гоблик В.В. Формирование инвестиционного климата в странах с развивающейся экономикой // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 1. С. 84–92.
    14. Гордеева О.В. Принципы эффективного налогового регулирования // Налоги. 2012. № 1. С. 8–15.
    15. Задорина А.М. Правовой статус свободных экономических зон Республики Беларусь и особых экономических зон Российской Федерации к системе мер поддержки евразийской интеграции // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 2(3). С. 45–51.
    17. Кузьмин Д.И. Оптимизация правовой системы ЕАЭС в рамках функционирования особых экономических зон: монография. Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2017. 133 с.
    18. Останин В.А. Эффективность свободных экономических зон: на примере конкурентных преимуществ модели свободного порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 4(77). С. 27–42.
    19. Тютюнник И.Г. Правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2016. № 4. С. 12–14.
    20. Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2