Цифровая экономика и «Университет 4.0»

DIGITAL ECONOMY AND UNIVERSITY 4.0 MODEL



М.И. Барабанова
В.В. Трофимов
Е.В. Трофимова
M.I. Barabanov
V.V. Trofimov
E.V. Trofimova
mibar@mail.ru
tww@mail.ru
elena.trofimova@list.ru
профессор кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
зав. кафедрой информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ
доцент кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Professor, the Department of Computer Science, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
Head of the Department of Computer Science, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Technical Sciences, Professor, Honoured Scientist of the Russian Federation
senior lecturer, the Department of Computer Science, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • цифровая экономика
  • университет 4.0
  • трансформация университетов
  • функции университетов
  • технологии
  • информационное общество
  • интернационализация университета
  • Keywords:

  • digital economy
  • University 4.0
  • transformation of universities
  • functions of universities
  • technologies
  • information society
  • internationalization of university
  • Актуальность данного исследования обосновывается необходимостью формирования современных компетенций кадров для цифровой экономики, информационного общества, что предполагает трансформацию модели современных университетов.
    Усиление роли университета, как одного из основных производителей знаний и компетенций для информационного общества диктует необходимость реализации им не только функций образования и научных исследований, но выполнение функций трансфера, коммерциализации технологий и поставщика знаний о будущем.

    The relevance of the research is based on the need for creating staff competence in the field of digital economy, as well as for building sustainable information society, which in its turn entails transformation of the model of modern universities.
    The reinforcement of the role of university as one of core knowledge and competence originators for information society calls not only for performing functions of academic research and education provider but also for carrying out transfer functions and commercialization of technologies as well as to serve as the knowledge about the future provider.

    Обзор статьи

    Университет как субъект экономики знаний
    Большинство исследователей [4] полагают, что одной из главных проблем деятельности университета в условиях формирования информационного общества является слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры как университета, так и отрасли в целом, что значительно снижает эффективность управления в сфере образования.
    Университет как производитель знаний является основным источником формирования человеческого капитала, который согласно Г. Беккеру, «представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом» [7].
    Отметим, что в условиях цифровой экономики должно совершаться перемещение «из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и их использовании в производстве новых продуктов и трансакций» [1].
    В соответствии с решением задачи становления цифровой экономики университеты должны трансформироваться в университеты 3.0 и университеты 4.0.
    От «Университета 1.0» к «Университету 4.0»
    Современные университеты – это:
    ● глобальные, открытые, динамично развивающиеся площадки;
    ● ресурсная база для обеспечения синергии за счет конвергенции типов деятельности в рамках проектных команд, состоящих из научных исследователей, менеджеров и инженеров;
    ● возможность формирования мультидисциплинарных исследовательских проектов путем объединения сотрудников нескольких академических школ;
    ● потенциал подготовки специалистов в новых областях знаний, а также профессий, отвечающих запросам бизнес-сообщества.
    Новая роль университетов в обществе знаний проявляется в том, что:
    ● вклад современных университетов в инновационное развитие страны все больше определяется значением создаваемой и коммерциализируемой интеллектуальной собственности;
    ● современные университеты – институты общества, наилучшим образом решающие задачу перевода знания в интеллектуальный капитал за счет использования ресурсов глобальности, открытости, динамичности, постоянного притока активной молодежи;
    ● университеты не только исполняют заказы на исследования и разработки, но сами активно создают технологии и технологические компании;
    ● университеты сегодня становятся лидерами и центрами создания новых технологических отраслей.
    Классификация университетов в зависимости от значимости формируемой ими добавленной стоимости представлена на рис. 1.
    «Университет 1.0»: институт общества, реализующий функцию образования. Он эффективен в: трансляции знаний, развитии талантов студентов, подготовке кадров (ориентированных на традиционные отрасли экономики), способен выступать в роли социального лифта.
    «Университет 2.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной, исследовательскую функцию. Классический университет в духе университета Гумбольдта: способен к генерации новых знаний посредством исследовательской деятельности; обладает компетенциями в качестве центра консалтингового сервиса для рыночных игроков; выполняет научные исследования по заказам индустрии, создает технологии под заказ партнеров, не способен управлять интеллектуальной собственностью; способен к коммерциализации знаний в формате НИОКР.
    «Университет 3.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной и исследовательской функциями функцию трансфера технологий и доставки их конечным пользователям. В «Университете 3.0» происходит эффективный процесс коммерциализации технологий (в том числе за счет отработанной политики работы с интеллектуальной собственностью университета), в нем развита предпринимательская культура, создаются технологические стартапы, на университет регистрируются патенты (которые далее могут продаваться партнерам либо передаваться отдельные права на основе лицензионных договоров), университет умеет налаживать эффективный диалог с представителями бизнес-сообщества (оперативно реагирует на запросы относительно выпуска новых специалистов, соответствующих ожиданиям рынка, реализует исследования в областях, интересующих представителей индустрии).
    Университет 4.0»: институт общества, реализующий функцию поставщика знаний о будущем. «Университет 4.0» становится лидером развития высокотехнологичных отраслей. Таким образом, «Университет 4.0» способен максимально эффективно проявлять функцию капитализации собственных знаний.
    При движении от «Университета 1.0» к «Университету 4.0» повышается уровень «передела» талантов и знаний: все больше прибавочной стоимости производится на кампусе университета, а не передается в экономику в виде «полуфабрикатов»: специалистов и общих знаний.

    Список использованной литературы

    1. Абанкина Т.В. Креативная экономика: переход к капитализации культурного наследия // Вопросы экономики. 2017. № 4. С. 100–116.
    2. Барабанова М.И., Ветрова И.Ф., Гасанов Г.С.О., Коваленко Б.Б. [и др.]. Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики: колл. монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
    3. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России. Инновации. 2016. № 5 (211). С. 3–9.
    4. Савченко А.П. Открытое информационное пространство научной коммуникации как фактор развития экономики знаний в России // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2017. № 1. С. 129–135.
    5. Трофимов В.В., Барабанова М.И., Ильина О.П., Макарчук Т.А. [и др.]. Информационно-образовательная среда экономического вуза. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018.
    6. Трофимов В.В., Трофимова Л.А., Минаков В.Ф., Барабанова М.И., Макарчук Т.А., Лобанов О.С. Единое информационное пространство взаимодействия субъектов научной и инновационной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
    7. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. № 5. Part 2. P. 9–49.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2