ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Энергетические вопросы формирования «зеленой экономики» Кыргызской Республики

ENERGY ISSUES IN DEVELOPING “GREEN ECONOMY” OF KYRGYZ REPUBLIC



Б.И. Баетов
А.В. Архангельская
B.I. Baetov
A. V. Arkhangelskaya
kaselki@mail.ru, baetov.a@gmail.com
a_ann@mail.ru
и.о. профессора, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института энергетики и экономики при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент
и.о. доцента кафедры «Экономика промышленности», главный специалист Управления электроэнергетики Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, кандидат экономических наук
acting professor, Chief Researcher, the Scientific Research Institute of Energy and Economics of the State Committee of Industry, Energetics and Subsoil Management of the Kyrgyz Republic, Doctor of Economics, PhD in Engineering, associate professor
acting senior lecturer, the Department of Industrial Economy, Chief Specialist of the Electric Power Industry Office of the State Committee for Industry, Energy and Subsoil Management of the Kyrgyz Republic, PhD in Economics
Кыргызская Республика, г. Бишкек
Кыргызская Республика, г. Бишкек
the Kyrgyz Republic, Bishkek
the Kyrgyz Republic, Bishkek

Ключевые слова:

  • «зеленая экономика»
  • устойчивое развитие
  • топливно-энергетические ресурсы
  • теплоснабжение
  • возобновляемые источники энергии
  • энергоэффективность
  • Keywords:

  • “green economy”
  • sustainable development
  • fuel and energy resources
  • heat supply
  • renewable energy sources
  • energy efficiency
  • В Кыргызской Республике (КР) в последние годы предпринимаются шаги по переходу к «зеленой экономике». В настоящее время стоит задача по разработке и внедрению политики «зеленой экономики» по отраслям.
    Приоритеты зеленой экономики, экологические требования, а также меры по повышению энергоэффективности и энергосбережению должны включаться в глобальные планы развития, нацеленные на решение социально-экономических задач. В противном случае будет и далее продолжена практика расточительства топливно-энергетических ресурсов и несоблюдения требований экологического законодательства.
    В статье представлено описание основных стратегических документов, принятых в целях развития «зеленой экономики» в КР; также приводится анализ основных показателей и тенденций по внедрению принципов «зеленой экономики» по отраслям топливно-энергетического комплекса КР, на основании которых авторы приводят выводы и рекомендации по каждому направлению.

    In the Kyrgyz Republic, a transition to “green economy” has recently been initiated. Currently the country is facing the task to develop and implement the policy of “green economy” in various industries.
    The priorities of green economy, ecological requirements and measures aimed at increasing energy efficiency should be integrated into global development plans targeted at solving social and economic problems. Otherwise, we will see ongoing waste of fuel and energy resources as well as lack of compliance with the environmental legislation.
    We describe the key strategic documents passed for the sake of developing “green economy” in the Kyrgyz Republic. We also analyze the main indicators and trends of implementing the principles of “green economy” in various industries of the fuel and energy sector of the Kyrgyz Republic, which serves the basis for making conclusions and offering guidelines for each direction.

    Обзор статьи

    В Кыргызской Республике (далее – КР) в последние годы предпринимаются шаги по переходу к «зеленой экономике». Так, Указом Президента КР от 21.01.2013 г. № 11 утверждена Национальная стратегия устойчивого развития КР на период 2013–2017 годы, постановлением Жогорку Кенеша КР от 18.12.2013 г. № 3694-V утверждена Программа по переходу КР к устойчивому развитию на 2013–2017 годы, распоряжением Правительства КР от 19.01.2015 г. № 48-р в целях измерения прогресса в достижении целей и решении задач, поставленных в вышеупомянутых документах, утверждена Матрица индикаторов мониторинга и оценки прогресса перехода КР к устойчивому развитию, которая дает возможность проводить мониторинг реализации Программы и корректировать политику по переходу к «зеленой экономике». Это также позволяет закрепить ответственность за достижение поставленных задач государственными органами и осуществлять оценку эффективности их деятельности.
    Посредством системы индикаторов будет обеспечиваться информирование широкой общественности о фактических результатах движения к зеленому росту, а также информационная поддержка процессов планирования и принятия решений.
    В настоящее время стоит задача по разработке и внедрению политики «зеленой экономики» по отраслям. Узловым направлением для развития страны является энергетика.
    По данным Центра по изменению климата КР, наибольший вклад в эмиссию парниковых газов (далее – ПГ) вносит энергетический сектор. В 1990 г. на энергетический сектор приходилось 73,3% выбросов в СО2 эквиваленте, а к 2015 г. его доля уменьшилась до 52,4%. Уменьшилась и доля процессов сжигания ископаемого топлива в энергетическом секторе – с 95,5% в 1990 г. до 87,4% в 2010 г. С 2011 г. произошло снижение объемов удельных эмиссий на 1 т.н.э. первичных топливных ресурсов, однако данный показатель все еще является высоким [1. С. 40].
    Анализ индикаторов устойчивого развития показал их критическое состояние, что не только затрудняет выполнение обязательств КР по реализации статей Конвенции ООН по изменению климата от 09.05.1992 г., но и не обеспечивает устойчивое развитие и энергетическую безопасность государства. Основные проблемы связаны, в первую очередь, с обеспечением энергоэффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), поскольку эмиссия ПГ как при производстве, так и потреблении ТЭР оказывает важное воздействие на их рост. Для управления спросом на ТЭР необходимо установить пороговые значения индикаторов энергопользования: энергопотребления, энергоемкости ВВП, углеродоемкости ВВП и т.д.
    Прогноз потребности в ТЭР в отраслевом и региональном разрезе, проведенный в рамках подготовки проекта Концепции развития топливно-энергетического комплекса КР на период до 2030 года, показал рост потребности в электроэнергии в 1,6 раза. При этом высокие темпы роста потребления электроэнергии ожидаются в строительстве, ЖКХ и среди населения, а также в промышленности за счет опережающих темпов развития легкой, горнодобывающей, обрабатывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. Также ожидается рост потребности в природном газе в 3 раза с учетом реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации до 2030 года; в угле – в 3,2 раза с учетом развития промышленности, строительства малых ТЭС на угольных месторождениях и Каракечинской ТЭС; в нефти – в 2,5 раза с учетом запуска на полную мощность всех нефтеперерабатывающих заводов; в мазуте – в 3,2 раза; дизтопливе – в 1,4 раза, бензине – в 1,5 раза [1. С. 68].
    При условии более интенсивного развития КР с учетом пребывания в составе Евразийского экономического союза недостаточно концентрироваться только на количественных показателях роста и увеличивать ВВП и производство, необходимо также ориентироваться на улучшение экономического, социального и экологического качества роста, то есть на обеспечение «зеленого роста».
    В КР основная доля электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Годовой потенциал выработки электроэнергии гидроэлектростанции 252 крупных и средних рек оценен в 18,5 млн кВт мощности и более 142 млрд кВтч электроэнергии. В настоящее время идет реализация проектов по наращиванию мощностей ГЭС.
    Вместе с тем, следует отметить, что водные ресурсы наиболее уязвимы к происходящим климатическим изменениям. Прогнозы ученых и специалистов показывают на ожидаемое интенсивное сокращение площади ледников и увеличение на этой почве водности рек к 2025–2030 гг. с последующим уменьшением их стока. Соответственно, сократится гидроэнергетический потенциал страны.
    Таким образом, уравновешение спроса и предложения в энергетике на экологически устойчивой основе и без ущерба для экономического роста станет одним из главных вызовов в контексте глобального потепления.
    Важное значение в условиях перехода к «зеленой экономике» имеет газификация регионов страны. Для успешной реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации КР на период до 2030 г. необходимы меры государственной поддержки инвестиционных программ со стороны Правительства КР и местных органов власти, особенно в части предоставления [2]:
    - облегченного порядка выделения земельных участков под объекты газификации населенных пунктов;
    - облегченного порядка получения разрешений на выполнение необходимых видов работ;
    - принятие нормативных правовых актов для защиты от постороннего вмешательства объектов газовой отрасли.

    Список использованной литературы

    1. Концепция развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.07.2015 г. № 507. URL: http://cbd.minjust.gov.kg>act/view/ru-ru/97764 (дата обращения: 15.01.2018).
    2. Генеральная схема газоснабжения и газификации КР на период до 2030 г. // ОсОО «Газпром Кыргызстан»: [сайт]. URL: http://kyrgyzstan.gazprom.ru>Проекты>genshema (дата обращения: 15.01.2018).
    3. Баетов Б.И. Актуальные вопросы энергетической безопасности Кыргызской Республики. Б.: Инсанат, 2010. 228 с.
    4. Касымова В.М., Архангельская А.В., Куржумбаева Р.Б. Научные основы Концепции государственной энергетической политики и Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Кыргызской Республики до 2030 г. Б.: Барак Элде, 2017. 106 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2