ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка методов взаимодействия агентов для мультиагентной модели рынка телекоммуникационных услуг

Developing Methods of Agents’ Interaction for Multi-Agent Model of Telecom Market



В.В. Гимаров
И.В. Иванова
С.М. Дли
Vladimir Gimarov
Irina Ivanova
Svetlana Dli
tatjank@yandex.ru
ivanova_iv@list.ru
midli@mail.ru
доцент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, кандидат экономических наук
ассистент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
senior lecturer at the Department of Management and Information Technology in Economy of Smolensk Branch of Scientific Research Institute “MEI”, PhD in Economics
assistant professor of the Department of Management and Information Technology in Economy of Smolensk Branch of Scientific Research Institute “MEI”
Smolensk branch of Scientific Research Institute “MEI”
г. Смоленск
г. Смоленск
г. Смоленск
Smolensk
Smolensk
Smolensk
Обоснована роль маркетинговых исследований для информационного обеспечения принимаемых решений, а также проанализирована актуальность использования методов мультиагентного моделирования для исследования сложных, открытых систем. Предложена общая формализованная модель и структура мультиагентной системы поддержки принятия решений по управлению телекоммуникационным предприятием, рассмотрены вопросы организации взаимодействия агентов на базе онтологической модели с использованием коммуникационных протоколов, представленных с помощью цветных сетей Петри.
We show the role of marketing research in informational support of the decision-making process and analyze the relevance of applying the methods of multi-agent simulation to study complex open systems. We offer a general formalized model and a structure of multi-agent decision support system to manage a telecommunications company. Issues concerning the organization of agents’ interaction based on the ontological model using communication protocols submitted by coloured Petri nets are looked at.

Ключевые слова:

  • маркетинговые исследования
  • цветные сети Петри
  • онтологическое исследование предметной области
  • мультиагентное моделирование
  • коммуникация агентов
  • структура мультиагентной модели
  • Keywords:

  • marketing research
  • multi-agent modeling
  • structure of multi-agent model
  • interaction of agents
  • ontological research of domain
  • coloured Petri nets
  • Обзор статьи

    В условиях современной экономики, характеризуемой высокой динамикой и неопределенностью рыночных процессов, колебаниями на мировых финансовых рынках, изменением покупательской способности потребителей, анализ и исследования маркетинговых процессов служат основой для принятия высокоэффективных управленческих решений. Маркетинговые исследования осуществляются с целью оценки текущих показателей рыночной конъюнктуры и прогнозирования их динамики. Получение достоверной информации дает возможность снизить финансовый и сбытовой риск за счет оценки состояния потребителей и основных факторов внешней среды. В результате проведения маркетинговых исследований предприятие накапливает информацию о величине спроса, покупательской способности потребителей, ценах и ёмкости различных рынков, что позволяет определять потребности в новых или модернизированных изделиях, а также направления эффективного вложения денежных средств и организации сбыта и продвижения продукции. Исследование и анализ рынка как открытой социально-экономической системы, объединяющей большое количество взаимодействующих элементов, требует обработки огромных массивов статистических данных и информационной поддержки прогнозирования маркетинговых ситуаций с целью выбора стратегий и принятия решений по их реализации на основе формализованных знаний. В то же время известные на сегодня методы, которые основаны на использовании аналитических выражений и теории игр, описывают состояния элементов статистически, без учета динамики их поведения и взаимовлияния. Динамика поведения системы в условиях неопределенности, риска, нечеткой или неполной информации в большинстве случаев непредсказуема. В связи с этим для принятия эффективных управленческих решений целесообразно использовать агентно-ориентированный подход к описанию и моделированию взаимодействия элементов системы, которые изменяют свойства и поведение в зависимости от состояния окружающей среды. Основная особенность данных моделей состоит в том, что они учитывают индивидуальные характеристики и целевые функции всех рыночных субъектов на каждом этапе взаимодействия, а не обобщенные показатели их состояния.

    Список использованной литературы

    1. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. М.: Мир, 1984. 264 с.
    2. Gmytrasiewicz P.J., Durfee E.H. Rational communication in multi-agent systems // Autonomous Agents and Multi-Agent Systems Journal. 2001. № 4(3). Р. 233–272.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2