Англиканская церковь: экономический, правовой, территориальный аспекты проявления конфессиональной деятельности в Великобритании

ANGLICAN CHURCH: ECONOMIC, LEGAL, SPATIAL DIMENSIONS OF RELIGIOUS ACTIVITIES IN GREAT BRITAIN



О.А. Балабейкина
Д.Н. Лавхаева
O.A. Balabeykina
D.N. Lavkhaeva
olga8011@yandex.ru
daria5611@yandex.ru
доцент кафедры региональной экономики и природопользования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат географических наук
руководитель отдела маркетинга ООО «Восточный экспресс», магистр менеджмента
senior lecturer, the Department of Regional Economics and Environmental Management, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Ge
Head of the Department of Marketing, OOO Vostochniy Express, Master of Management
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Церковь Англии
  • экономическая деятельность Церкви
  • церковно-административное деление
  • конфессиональное пространство
  • епархии Церкви Англии
  • Keywords:

  • the Church of England
  • economic activities of the Church
  • clerical-administrative division
  • confessional space
  • dioceses of the Church of England
  • В статье рассматриваются пространственная организация и особенности современного конфессионального пространства государственной Церкви Англии. Цель работы – выявить экономические, правовые и административно-территориальные особенности формирования пространства государственной церкви Великобритании и современные тенденции его трансформации, а также ввести в научный оборот данные по экономической деятельности крупных религиозных организаций, называемых диоцезами (епархиями).
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на данный момент англиканство – лидирующая по числу последователей религия в Великобритании, а именно религия во многом формирует мировоззренческие ориентиры в обществе. К тому же, продолжается многовековой диалог в области межконфессиональных отношений между Русской Православной Церковью и Церковью Англии, что делает доступность экономической и правовой информацией о последней весьма актуальной.
    Поскольку в отечественной литературе отсутствуют данные по организационной структуре Церкви Англии, авторы, помимо традиционных методов обработки и анализа статистической информации, прибегали к интервьюированию сотрудников Церкви Англии.
    Авторы приходят к выводу, что в Англии, судя по густоте первичных церковно-административных единиц государственной церкви и их стабильной экономической составляющей, значительная часть англичан принимают участие в религиозной жизни, а сама Церковь как социальный институт остается влиятельной организацией в стране.

    The article describes spatial organization and specific features of the modern religious space of the Church of England. The objective of this study is to reveal economic, legal and administrative-territorial specifics of creating space of the state church of England as well as to highlight current tendencies of its transformation and to introduce data on economic activities of major religious organization called dioceses (bishoprics).
    The relevance of this subject is based on the fact that Anglicanism at the moment is the leading confession in Great Britain in terms of the number of its adherents and that it is religion in fact that to a large extent forms the public world view in the society. Besides there has been an ongoing interfaith dialogue between Russian Orthodox Church and the Church of England which makes economic and legal data availability with regard to the latter quite relevant.
    Given lack of data on the organizational structure of the Church of England in the national literature the authors have used interviewing the staff of the Church of England in addition to applying traditional methods of statistical information processing and analysis.
    The authors conclude that judging by the number of primary clerical administrative entities of the state church in Great Britain a large part of the British citizens take part in the religious activities with the Church as a social institution being still the powerful organization in the country.

    Обзор статьи

    Актуальность научных работ, посвященных различным аспектам изучения конфессионального пространства России и зарубежных стран, обусловлена, в первую очередь, необходимостью обобщения уже имеющихся данных, отражающих функционирование различных конфессий, а также поиска новых теоретико-методологических подходов к исследованиям их проявлений в условиях постоянно изменяющегося и глобализирующегося пространства, где религиозная составляющая, несмотря на секуляризационные процессы, ярко обозначившиеся в обществе стран зарубежной Европы еще в ХХ в, играют значительную роль, многогранно проявляясь в общественной жизни.
    Число работ, посвященных обозначенной проблематике, в связи с ее актуальностью и отсутствием идеологических препятствий, окончательно снятых только постсоветский период, в отечественной науке не только постепенно возрастает, но также расширяются их пространственный, предметный и проблемный охваты. Так, если в первые постсоветские годы, когда многоаспектные исследования проявлений религиозной жизни в России стали возможны только в связи с кардинальными политическими и идеологическими изменениями, такие труды были построены, в основном, на отечественных данных [9], то в последнее время в научных изданиях все больше исследователей уделяют внимание зарубежному религиозному пространству на уровне отдельных стран [2], регионов [5] и мира в целом [6].
    Ширится спектр не только объектов, но и предметов современных исследований, посвященных религиям и конфессиям. Например, правовое и финансовое положение религиозных институтов в бывших странах соцлагеря подробно описано в статье Б.А. Филиппова [10]. Этой же проблематики, только на примере религиозных объединений Российской Федерации, касается Н.В. Гориславская [4] и др. Вообще в настоящее время изучению вопросов, связанных с религиозной жизнью, нередко посвящают свои работы экономисты, политологи, социологи, экономико-географы, специалисты в области международных отношений. Причина тому – многообразные функции религии в современном обществе, сохраняющие свою значимость несмотря на секуляризационные процессы, особенно характерные для европейского общества. Как отметил О. Эрдоган, «религия становится предметом научного изучения в том случае, когда она рассматривается как одна из жизненных функций того или иного общества в конкретной исторической обусловленности [11. С.43].
    Но вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, касающихся проявлений религиозной жизни общества, динамичная трансформация религиозной картины мира, изменения в составе и численности участников религиозных организаций, рост масштаба и значения межконфессиональных контактов, существенные изменения в правовом статусе религий во многих странах современного мира приводят и к появлению новых проблем, вызывая необходимость модифицировать прежние и искать новые подходы к изучению конфессионального пространства, в том числе, опираясь на опыт и данные зарубежных стран в этом отношении. Так, в отечественных публикациях мы не встречали комплексных исследований, посвященных конфессиональному пространству отдельных стран Западной Европы, в частности, Великобритании, где были бы отражены особенности его административно-территориальной структуры и затрагивался бы аспект экономических проявлений функционирования государственной Церкви Англии.
    Такое исследование актуально, т.к. межконфессиональные отношения между Англиканской и Русской Православной Церквями насчитывают не одно столетие [1]. На нынешнем этапе эти взаимоотношения выявляют конфессиональные приоритеты, аспекты и перспективы взаимодействия и развития межконфессионального диалога, что еще раз подчеркивает необходимость обращения к исследованию современного состояния Англиканской Церкви в социальном, территориальном, экономическом, правовом аспектах.
    В правовом плане в Великобритании Англиканская Церковь имеет статус государственной и является частью политической системы страны: «Общегосударственные Акты Англии официальными государственными религиями называют церковь Англии – Англиканство – и церковь Шотландии – Пресвитерианство. Король или королева Англии является главой обеих этих церквей. В Палате лордов британского Парламента имеется определенная квота для церковных иерархов, занимающих в этой палате места пожизненно» [8]. Монарх Великобритании является главой церкви, и по сегодняшний день с согласия премьер-министра он назначает архиепископов, епископов, стоящих во главе епархий и настоятелей кафедральных соборов. Духовными Лордами именуются два архиепископа и двадцать четыре епископа, которые занимают места в Палате Лордов и оказывают, таким образом, прямое влияние на решения руководства страны.
    Хотя в отдельных частях страны статус государственной христианской конфессии англиканство постепенно утрачивало (в конце XVII в. в Шотландии, в 70-х гг. XIX в. в – в Ирландии, и в начале третьего десятилетия ХХ в. – в Уэльсе) [3], оно остается превалирующей по численности последователей конфессией в Великобритании и одним из признаков национальной идентичности ее коренного населения.
    Само официальное название религиозной организации – Государственная Христианская Церковь Англии, говорит о том, что в основе ее образования лежит территориальный принцип. Но за почти пять веков развития структура рассматриваемого религиозного института стала носить довольно сложный экстерриториальный характер, охватывая 164 страны мира, объединенные в 40 национальных церквей, имеющих высокую степень автономии в управлении и полномочия автокефалий. Все национальные англиканские церкви связаны с Государственной Христианской Церковью Англии на богословском и административном уровнях. Мировое сообщество практикующих англикан (регулярно участвующих в главном христианском Таинстве Евхаристии, определяющем принадлежность к христианской Церкви), по данным В.Н. Ерохина, составляет около 80 млн чел., что сопоставимо с численностью Всемирной лютеранской федерации и Всемирного альянса реформатских церквей [7]. Численность адептов Англиканской церкви в самой Великобритании составляет около 25 млн чел.

    Список использованной литературы

    1. Абакумов С.Н. История диалога РПЦ и Англиканской церкви в 50–80-е годы XIX века // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 51. С. 36–39.
    2. Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. 2017. № 3. С. 113–126.
    3. Бондаренко Ю.В. Особенности статуса Англиканской Церкви в Великобритании (историко-правовой аспект) // Вестник восточно-юридической гуманитарной академии. 2016. № 2 (82). С. 46–51.
    4. Гориславская Н.В. Особенности экономического анализа деятельности религиозных организаций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 85–91.
    5. Горохов С.А., Захаров И.А. Развитие конфессионального пространства Тропической Африки в ХХ – начале ХХI в.: христианство, ислам, этнические религии // Цивилизационные альтернативы Африки. Сер. «Цивилизационные измерения». М., 2017. С. 113–128.
    6. Горохов С.А. Факторы пространственной дифференциации религиозности населения в эпоху глобализации // Полимасштабные системы «центр-периферия» в контексте глобализации и регионализации: теория и практика общественно-географических исследований: материалы международ. науч. конференции (Шестая Ежегодная научная Ассамблея АРГО) / отв. ред. И.Н. Воронин, А.Г. Дружинин. Симферополь, 2015. С. 112–117.
    7. Ерохин В.Н. Формирование англиканской идентичности: история и современность // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н. Лобачевского. 2016. № 1. С. 23–33.
    8. Левчук Д.В. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19809 (дата обращения: 04.02.2018).
    9. Сафронов С.Г. Структура и особенности современного религиозного ландшафта России // Проблемы расселения: история и современность: сб. статей в честь Г.М. Лаппо. Сер. «Россия 90-х: проблемы регионального развития». М., 1997. С. 71–75.
    10. Филиппов Б.А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши, Чехии) // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 25. С. 65–70.
    11. Эрдоган О. Межрелигиозный диалог в современной политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. № 2. С. 43–47.
    12. Diocese of Chelmsford. 2018 Budget report. URL: http://www.chelmsford.anglican.org/parish-finance/2018-budget (дата обращения: 10.02.2018).
    13. Diocese of Chichester. Budget 2016. URL: http://www.chichester.anglican.org/ (дата обращения: 19.01.2018).
    14. The Blackburn Diocesan Board of Finance limited. 2016. URL: https://www.blackburn.anglican.org/finance (дата обращения: 19.01.2018).
    15. The Church of England: research and statistics. Statistics for mission, 2016. 51 p. URL: https://www.churchofengland.org/our-faith/what-we-believe/ (дата обращения: 06.02.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2